Празднества в честь 45-летия творческой деятельности дизайнера Валентино в эти выходные превратили Рим в ожившую версию журнала 'Hello!'. Супер-модели и актрисы, которые работали с Валентино в течение последних четырех десятилетий, прибыли в Рим, чтобы засвидетельствовать почтение его дизайнерскому таланту - Клаудиа Шиффер и Мариса Беренсон, Сьенна Миллер и Джоан Коллинз, а также графини, герцогини, княгини. Восседавшая в первом ряду актриса Сара Джессика Паркер после сказала, что это было 'самое гламурное модное шоу всех времен'.
Но самым ярким свидетельством того уважения, которым Валентино пользуется в индустрии моды, явилось присутствие его коллег-дизайнеров: Джоржио Армани, Тома Форда, Филиппа Триси, Карла Лагерфельда и Донателлы Версаче.
Решение Валентино отмечать с такой помпой 45-летний юбилей своей деятельности, а не ждать более традиционного 50-летия, дало новую пищу для слухов, что 75-летний дизайнер собирается использовать этот повод и объявить об уходе на пенсию. Еще одним подтверждением явился факт недавней покупки итальянским инвестиционным фондом 'Permira' контрольного пакета акций дома моды 'Valentino'.
Правда, сам Валентино упорно отрицал, что собирается в скором времени покинуть мир высокой моды. Возможно, он выбрал именно это время из-за финансовых показателей: сороковой юбилей отмечался в 2002 году, когда вся индустрия моды страдала от негативных последствий терактов 11 сентября, а в этом году доход от продаж марки Valentino позволяет устроить праздник на широкую ногу. Джанкарло Джаметти, давний бизнес-партнер Валентино, недавно поведал журналистам о планах дома выйти на прибыльный рынок аксессуаров и спортивной одежды, где сейчас тон задают Гуччи и Прада.
Сладкая жизнь
Решение о проведении торжеств в Риме было вызвано, как всегда у Валентино, умелым сочетанием соображений эстетики и бизнеса. Валентино Клементе Лудовико Гаравани родился в Ломбардии в 1932 году, в семнадцатилетнем возрасте он перебрался в Париж, но успех пришел к нему в начале 1960-х годов, когда он вернулся в Рим. Это совпало с эпохой римского гламура - сладкой жизни, - которую нынешний мэр города Вальтер Вельтрони не прочь возродить. Вельтрони оказал всестороннюю помощь организации праздника Валентино, он разрешил использовать исторические памятники, например больницу Санто-Спирито в Сассии, основанную в 727 году как странноприимный дом для паломников, шедших поклониться расположенной неподалеку могиле апостола Петра, или Галерею Боргезе. Вельтрони, который надеется, что вечный город вернет себе статус главной столицы моды, рассчитывает, что гламурный уикенд послужит этой цели.
Ретроспективная выставка шедевров Валентино, открывшаяся в пятницу в римском музее Ara Pacis призвана продемонстрировать бессмертный характер его дизайнерских творений: почти все наряды и сегодня смотрелись бы современно. Сложно было затмить экспонаты этой выставки - лучшие платья, созданные мэтром за последние пятьдесят лет, - но субботний показ последней коллекции Валентино изобиловал туалетами, созданными в лучших традициях этого дома моды: идеальный крой приталенных пиджаков, роскошь платьев, расшитых черным стеклярусом и отделанных страусиными перьями. После показа коллекции в Галерее Боргезе состоялся бал, где гости в роскошных бальных туалетах прогуливались вдоль стен, увешанных полотнами Караваджо, а кульминацией стал обед на 1000 персон.
Свою философию в области моды Валентино лучше всего сформулировал, когда говорил о своем отношении к модному в 1990-е годы стилю гранж: 'Разве я могу желать, чтобы мои женщины выглядели отталкивающе и безобразно?'. Визитной карточкой Валентино стали безупречно скроенные юбочные костюмы и элегантные платья 'для красной коверной дорожки' алого или белого цветов. Женственность, подчеркнутая бантами и кружевом, всегда была неизменным атрибутом туалетов Валентино.
Преданное служение гламуру и элегантности воздалось Валентино сторицей, его значительное состояние позволяет дизайнеру вести роскошный образ жизни, который стал притчей во языцех, даже в том далеко не бедном кругу, где он вращается. Украшением его яхты служат безумно красивые стюарды в белых ливреях (а, кроме того, полотна Уорхола и Пикассо). У Валентино почти во всех мегаполисах есть дома, поскольку он считает, что обслуга самых лучших отелей в подметки не годится его дворецким. Обслуживающий его персонал должен всегда иметь под рукой голубую льняную салфетку на случай появления Мод, самого любимого из шести мопсов, постоянно путешествующих вместе с ним по всему свету. Валентино стелет салфетку на колени, чтобы шерсть его любимицы не прилипала к его одежде.