22 октября 2005 г.
Для российских оппозиционных публицистов президентские выборы в Польше стали поводом к размышлениям над ситуацией в российско-польских отношениях и суровой оценке политики Кремля в отношении бывшего сателлита. Вовсе не идеализируемая Польша стала для некоторых российских оппозиционеров ориентиром, показывающим, насколько Россия президента Владимира Путина далека от демократических стандартов, принятых в Европе.
Ведущая публицистка 'Еженедельного журнала' [так в тексте - прим. пер.] Юлия Латынина рассуждает о том, почему практически все российские государственные телеканалы сообщали о ходе выборов в соседней Польше в возмущенном тоне. Оба кандидата, как сообщали СМИ, 'не собираются дружить с Россией'. 'Для них России нет на политической карте. Америка есть, Украина есть, Грузия есть, а между Украиной и Грузией - дырка. Terra Incognita', - иронизирует публицистка. Сарказмом в отношении пропагандистской политики Кремля проникнута вся ее статья, вызывающе озаглавленная 'И почему это Польша не дружит с Россией?'.
Впечатлительный чекист
Автор еще раз обращается к теме нападения на детей российских дипломатов в Варшаве в июле и аналогичного инцидента с польскими дипломатами и журналистом газеты Rzeczpospolita в Москве. Она упрекает Владимира Путина в лицемерном использовании этого происшествия в политических целях. 'Президент, который ни разу не высказывался, например, по поводу расстрела в Бороздиновской, или массовой зачистки в Благовещенске, или о сотнях людей, похищенных в Ингушетии 'неустановленными силовыми структурами', - немедленно озаботился синяками, полученными в варшавском универмаге, и потребовал принятия мер'. Меры были приняты, замечает Латынина, не оставляя сомнений в том, какие именно: 'Неизвестные люди стали быстро и профессионально отлавливать польских дипломатов и журналистов и бить их. Так как поляк, в отличие от негра, в глаза не бросается, поляков сначала выслеживали'. Кроме того, Латынина отмечает, что 'эта удивительная активность неопознанных сознательных патриотов, которые по первому слову президента начали бить поляков, совпала с резким ростом антипольских настроений'.
Журналистка обращает внимание на организованную пропагандистскую акцию спецслужб, призванную показать, насколько российский народ возмущен ростом 'русофобии', якобы имеющим место в Польше. В Москве 'поговаривают, что одна из (. . .) силовых структур создала специальный отдел по звонкам на 'Эхо' [Москвы]', - сообщает она. На эту популярную российскую радиостанцию, по словам журналистки 'ЕЖ', 'звонили целыми пачками, рассказывая о российской национальной ненависти к полякам. Форумы и сайты были забиты польшененавистниками. Антипольский спам перекрыл даже курсы 'американского английского'.
Дежурные стукачи
Проявления пропагандисткой тактики 'волчьих стай' 'комментаторов' из спецслужб, на которые обратила внимание Юлия Латынина, лучше всего заметны на российских интернет-форумах. Наиболее преуспел в этом портал ИноСМИ.Ru. Посетителя этого форума неприятно удивит небывалая концентрация антипольских высказываний. Да, в польском сегменте Интернета тоже нет недостатка в подобных людях, но сразу бросается в глаза дисциплинированное и даже 'организованное' единомыслие хулителей Польши и защитников Кремля. В нем можно отметить несколько характерных черт. 'Дежурные форумчане' до последнего защищают нынешнюю политику Москвы и даже ее сталинских предшественников. С участниками форума невозможно вести спор по существу дела. Они по-доктринерски защищают свое видение истории (зачастую очень близкое сталинскому). Попытки ее оспорить - хотя бы приведением цитат из инакомыслящих российских оппозиционных публицистов - заканчиваются обвинениями в том, что они продались Польше.
Читая комментарии, явно написанные на заказ, чувствуешь, что этим бы не стал заниматься рядовой читатель, у которого есть другие повседневные обязанности. Нередко клеветнические антипольские комментарии снабжались ссылками на советскую библиографию, что было призвано создать впечатление 'научности' провозглашаемых тезисов. Часто случалось так, что статьи из зарубежной прессы, гораздо более критичные в отношении России, чем польские тексты, а, следовательно, способные привлечь большее внимание и активность участников форума, 'организованно' игнорировались. Зато 'волчьи стаи' комментаторов устраивали пространные дискуссии о 'русофобии', якобы существующей в Польше, и польском 'комплексе неполноценности' в отношении России.
Атмосфера и характер этих высказываний находится на уровне политрука среднего разряда. Такие их черты, как инвективность, категоричность суждений, избирательный подход к источникам, узкая аргументация, неспособность выслушать оппонента, подозрительное отношение к инакомыслящим, слабость, испытываемая к коммунистической интерпретации истории СССР и мира - все это может указывать на то, что в Рунете дежурят сотрудники спецслужб. В свете комментариев дежурных стукачей из ФСБ поляки - 'предатели', лакеи США или ЕС (здесь тоже два варианта). Они неблагодарны, виновны в развязывании Второй мировой войны, разделе Чехословакии вместе с Гитлером, а также польской 'анти-Катыни' (последнее - это байки, которые рассказывают о 'массовых убийствах' пленных красноармейцев в 1920 г.).
Кремль не выдаст своих
Юлия Латынина верно подметила, что антиполонизм Кремля возник и исчез как по мановению волшебной палочки. 'Вот жидомасонов националисты как не любили, так и не любят. А поляков не любили ровно две недели', - иронизирует публицистка. По ее словам, группа бандитов, избивших в Москве поляков, 'проявила удивительную организованность и сплоченность'. 'Эта группа вычислялась элементарно, даже для нашей ленивой ментовки, за одним исключением: если она вся состояла из лиц, арендованных ФСБ или являвшихся ее агентами', - прямо пишет публицистка 'Ежедневного журнала'. Поэтому своих 'хулиганов' Кремль не выдаст, в отличие от поляков, которые 'быстро нашли хулиганов'. 'И посадили их за решетку. Даже, кажется, мобилы детям вернули', - подчеркивает Латынина. По ее оценке, с точки зрения Кремля 'избиения поляков достигли своей цели'. 'Они убедительно продемонстрировали президенту, что россияне способны дать жесткий и адекватный отпор польским империалистам, избивающим посольских детей, и лишний раз подчеркнули, что российский народ жадно впитывает каждое президентское слово', - читаем мы в ее статье.
Юлия Латынина считает тактику Путина неэффективной, прежде всего, из-за того, что он хочет, 'чтобы Польша дружила с Россией, а не с ЕС, Америкой и НАТО'. 'Судите же сами, насколько эффективно избиения дипломатов подтолкнули политику Польши в нужном нашим властям направлении', - подытоживает российская публицистка.
Выступление, которого еще не было
Президент Путин пренебрег большим шансом на примирение с Польшей, когда мы праздновали двадцать пятую годовщину создания 'Солидарности'. Сергей Бунтман, еще один комментатор 'Еженедельного журнала', комментируя неспособность Москвы достойно относиться к своим бывшим сателлитам, так представляет себе примирительное выступление президента России в Польше, которого не было: 'Польша и Московское государство, Польша и Российская империя, Польша и Советский Союз. . . Сколько было крови, сколько было злобы и несправедливости. И сколько было величественных подвигов, героизма, братства и. . . солидарности. Историю нужно помнить. Целиком. Не оставляя неясностей и поводов для затаенных обид. И вот сегодня, в этот славный августовский день, хочу сообщить о двух важных событиях в нашей общей Истории. Я лично передал президенту Польши копии всех документов, относящихся к трагедии Катыни. (. . .) Мы также приняли решение об организации совместной комиссии по расследованию обстоятельств войны 1920 года и судьбы военнопленных. (. . .) Слабым нужны враги. Слабых бьют. Сильным враги не нужны. Сильные не боятся. И мы с вами ничего и никого не боимся, как призывал все человечество и своих соотечественников великий сын польского народа Кароль Войтыла, папа Иоанн Павел II'.
Увы, сегодня мечты публициста 'ЕЖ' практически неосуществимы. Пока Сергей Бунтман может только сожалеть об этом. 'Россия не выбрала себе такого президента. России не было на празднике свободы и солидарности. Это обидно', - пишет публицист 'ЕЖ'. Бунтман объясняет, что в России, в отличие от Польши, политический маятник остановился. 'Потому что карлик маленький держит маятник рукой', - цитирует 'ЕЖ' поэта Александра Блока.
__________________________________
Не будем плевать друг другу в суп ("Przeglad", Польша)
О Польше в России забывают ("Przeglad", Польша)
Откуда берутся пшеки ("Przeglad", Польша)
Откуда берутся 'русаки'? ("Przeglad", Польша)