Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если бы лет десять назад вы предсказали, что Эл Гор организует крупнейший в истории рок-концерт, которые привлечет к проблеме климатических изменений внимание двух миллиардов человек, вас, наверно, сочли бы ненормальным. И тем не менее 7 июля в рамках марафона LiveEarth человека, который по всем подлинно демократическим меркам был на самом деле избран в 2000 г. 43-м президентом США, будут приветствовать сотни миллионов зрителей

Просто дышать пекинским воздухом - все равно что выкуривать по пачке сигарет в день

Если бы лет десять назад вы предсказали, что Эл Гор (Al Gore) организует крупнейший в истории рок-концерт, которые привлечет к проблеме климатических изменений внимание двух миллиардов человек, вас, наверно, сочли бы ненормальным. И тем не менее 7 июля в рамках марафона LiveEarth человека, который по всем подлинно демократическим меркам был на самом деле избран в 2000 г. 43-м президентом США, будут приветствовать сотни миллионов зрителей, стремящихся больше узнать о том, как мы все коллективными усилиями полностью меняем физический и химический состав атмосферы нашей планеты.

Особенно символично, что один из концертов состоится в Шанхае. В этом году - намного опередив все прогнозы - Китай по объему выбросов парниковых газов обогнал США. Этот факт стал одной из важнейших новостей года, но главное еще впереди: если нынешние тенденции экономического роста в Китае сохранятся, уже к 2030 г. он превзойдет по этому показателю все промышленно развитые страны вместе взятые. Однако мы еще не перестроили нашу экологическую кампанию с учетом этого эпохального сдвига.

Сегодняшние преобразования в Китае столь масштабны, что они наверняка войдут в историю под названием Третьей промышленной революции. Ее позитивные результаты видны невооруженным глазом: только за последние десять лет она избавила от нищеты более 100 миллионов человек, прежде живших впроголодь. Однако достигнуто это было ценой 'экоцида', из-за которого - если мы срочно не примем мер - голод очень скоро вернется, и в еще более жестокой форме.

Сегодня китайские города постоянно окутаны смогом, из-за которого небоскребы порой не разглядишь на расстоянии 30 метров. На легкие жителей Пекина тамошний воздух воздействует так же, как 20 крепких сигарет в день. Из крупнейших рек страны пять загрязнены так, что даже окунуть руку в их воду опасно. Реку Жемчужную уже называют 'черным драконом' - из-за токсичных веществ она потемнела.

Однако даже все это меркнет по сравнению с потенциальным воздействием глобального потепления на Китай. Половина его населения живет на восточном побережье, которое будет затоплено, если уровень мирового океана повысится на 1 метр. Главные реки страны питает весеннее таянье снегов на гималайских ледниках. Однако площадь этих ледников быстро сокращается, и они могут полностью исчезнуть. Как тогда выживут сотни миллионов людей, чье существование зависит от этих рек - оттуда они берут воду для орошения полей, питья и личной гигиены?

Что мы, 'зеленые' должны сделать для перестройки нашей кампании с учетом всех этих факторов? Следует ли нам клеймить китайского диктатора Ху Цзиньтао (Hu Jintao) с тем же пылом, что и Джорджа Буша? В рейтинге международного объединения экологических неправительственных организаций Climate Action Network Китай занимает 54 место из 56 стран с точки зрения мер, принимаемых против глобального потепления. Хотя китайский диктаторский режим говорит о необходимости борьбы с глобальным потеплением, он резко ограничивает возможности экологических организаций действовать в духе его собственной риторики. Не далее как в прошлом году простой гражданин по имени Тань Кай (Tan Kai) был брошен вы тюрьму за попытку создать группу по экологическому мониторингу 'Зеленая вахта'.

Впрочем, необходимо сделать и кое-какие оговорки. На душу населения в Китае приходится на 75% меньше выбросов парниковых газов, чем в США, и наполовину меньше, чем в Европе. Кроме того, как указывают китайцы, немалая часть - 'их' выбросов на самом деле наша. Мы, европейцы, снижаем объем выбросов парниковых газов не столько за счет сокращения потребления, сколько за счет переноса экологически вредных производств на китайские предприятия. Оглянитесь вокруг - у вас в доме (как и у меня) полно изделий, изготовленных на этих заводах, загрязняющих атмосферу.

Не должны мы и поддаваться расистской риторике, воспринимая китайцев как 'безликие массы', вполне заслуживающие того режима, что их угнетает. По всей стране смелые люди поднимаются на борьбу с экологической политикой правительства. Так, в прошлом месяце в портовом городе Сямэнь на юге страны состоялась крупная экологическая демонстрация, организованная с помощью рассылки СМС-сообщений. Более 20000 участников не побоялись властей, грозивших уволить демонстрантов с работы и даже открыть по ним огонь.

Как же мы можем поддержать этих простых китайцев, осознающих угрозу катастрофы, нависшую над их страной и всей планетой? И как сделать следующий логический шаг - обеспечить участие Китая в глобальном соглашении по сокращению выбросов парниковых газов?

Путь вперед указывает нам одна простая концепция, позволяющая бедным странам мира успешно развиваться, не обрекая при этом на гибель всю планету. Она называется 'Сокращение и сближение' (С и С); в качестве разработчика выступил Институт общего достояния человечества (Global Commons Institute). Авторы концепции исходят из следующей предпосылки: как известно, уровень содержания парниковых газов в атмосфере не должен приводить к повышению концентрации двуокиси углерода, иначе процесс примет необратимый характер. Соответствующий этому критерию объем выбросов они называют 'углеродным бюджетом' планеты.

Единственный справедливый способ распределения этого общемирового 'бюджета' - это поделить общий объем выбросов на численность населения планеты. Таким образом, в соответствии с 'С и С' для каждой страны определяется собственный 'бюджет' в соответствии с численностью ее населения. Это становится отправной точкой для двухэтапного процесса. На первом этапе богатые страны должны покупать у бедных право на свой более высокий уровень выбросов - одновременно компенсируя им ущерб от глобального потепления, которое уже стало результатом нашей деятельности. На втором этапе будет происходить повышение объема выбросов на душу населения в бедных странах и его снижение в богатых, пока они не 'сблизятся' на некоем среднем уровне.

Нынешняя позиция богатых государств - мы в процессе развития выбросили в атмосферу миллионы тонн вредных веществ, но вы этого делать не должны - просто оскорбительна, и по определению нерезультативна. 'С и С' - единственная схема, способная убедить китайский народ со временем ограничить объемы выбросов в стране - и тем самым спасти планету от 'цепной реакции' глобального потепления.

Впрочем, дело усложняет еще один фактор. Даже если нам удастся убедить китайский народ, сможем ли мы убедить правящую Коммунистическую партию? КПК отлично понимает, что ее власть зависит от ускоренного экономического роста, поскольку, обеспечивая повышение доходов населения, он служит для него своеобразной 'анестезией', заглушающей недовольство отсутствием политической свободы. Руководство страны и в будущем будет сопротивляться любым мерам, способным ограничить этот рост. Именно поэтому на вопрос о том, в чем заключается главная экологическая проблема страны, ведущий китайский публицист-эколог Тан Сян (Tang Xiyang) ответил: 'Это проблема демократии. Если ее нет, то нет и реальной защиты окружающей среды'.

Таким образом, к проблеме роста выбросов парниковых газов в Китае следует подходить сразу с двух направлений: предложить китайскому народу справедливую сделку, и поддерживать демократов внутри страны, чтобы они вынудили диктаторский режим принять ее условия. Для начала необходимо пригвоздить к позорному столбу и остановить западные корпорации, - включая Yahoo и Google - которые сотрудничают с правящим режимом в создании 'великой китайской виртуальной стены', закрывающей простым гражданам доступ на сайты 'зеленых' организаций.

Таким образом, тот факт, что марафон LiveEarth стартует в Шанхае, действительно символичен. Битва с глобальным потеплением будет выиграна или проиграна именно в этом городе, окутанном смогом и недовольством, и сотнях других таких же городов. От того, сможем ли мы достучаться до китайцев, зависит будущее планеты.

_____________________________

Чему Эйнштейн может научить Китай. И нас тоже ("The New York Times", США)

Мир глазами Китая ("The New York Times", США)