Немецкая сеть супермаркетов Metro вносит немалый вклад в объединение раздираемой противоречиями Молдовы - хотя акционеры, скорее всего, об этом и не подозревают. Дело в том, что два магазина, открытые компанией в столице Молдовы Кишиневе, привлекают бизнесменов не только с западного берега реки Днестр, контролируемого молдавским правительством, но и с восточного берега, занимаемого самопровозглашенным Приднестровьем.
Сегодня у приднестровцев, пересекающих обшарпанные пропускные пункты на границах своего непризнанного государства, новые проблемы: чтобы затовариться в первом международном гипермаркете самой бедной страны Европы, нужно много наличных.
- В Приднестровье хороший хлеб, но если есть деньги, то по магазинам ходить лучше всего, конечно, в Кишиневе, - говорит Виктория Гладковская, журналист из столицы Приднестровья Тирасполя. - Нельзя сказать, что мы не любим тех, кто живет в Кишиневе, да и они тоже не ненавидят нас. Мы все хотим жить нормально. Нас разделяют только политики.
Молдова разделена на две части с начала 90-х годов, когда в стране началась гражданская война. Она сделала страну источником политической нестабильности, превратила ее в очаг организованной преступности и привела к трениям между Россией и Западом.
В этом году у многих появилась надежда на разрешение застарелого конфликта, когда стало известно, что коммунист Владимир Воронин, уже долгое время занимающий пост президента страны, втайне от всех начал переговоры с Россией, сохраняющей доминирующее влияние в Приднестровье. Это сообщение застало врасплох Европейский Союз и США, которые, как и Россия, уже долгое время участвуют в поддержании стабильности в Молдове.
Когда о контактах между Ворониным и Россией было объявлено публично, молдавские власти тут же объяснили, что не имели целью вести переговоры за спиной Запада вне установленного многостороннего формата. Воронин продолжает настаивать на том, чтобы Россия что-нибудь сделала для урегулирования кризиса. Именно это подчеркивалось на его последней встрече с президентом России Владимиром Путиным в июне в Санкт-Петербурге.
Однако Москва пока своих намерений никак не раскрывает. А поскольку отношения между Россией и Западом все накаляются, и Кремль к тому же все больше уходит 'уходит в себя', сосредоточиваясь на собственных президентских выборах, времени на осуществление инициативы Воронина остается все меньше.
- Общая атмосфера очень плохая, и я не вижу серьезных шансов добиться разрешения вопроса, - считает Мариан Лупу (Marian Lupu), спикер молдавского парламента.
Причем даже на местном уровне препятствия к его разрешению не столько этнические - с этническими отношениями здесь все в порядке, - сколько политические. Юридический статус непризнанного государства с огромными прибылями для себя эксплуатируют мощные бизнес-группировки, занимающиеся контрабандой буквально всего - от оружия до куриного мяса. Именно они не хотят урегулирования. С началом работы пограничной миссии ЕС в прошлом году таможенный контроль несколько усилился, но на границе до сих пор множество дыр.
Воронину, пришедшему к власти в 2001 году, урегулирование проблемы с Приднестровьем необходимо для повышения своей довольно низкой популярности. Однако лидеры Тирасполя не согласятся ни на какие договоренности, если от этого пострадает их власть. На президента, стареющего кремлевского лоялиста Игоря Смирнова, с его советской государственной системой и страшной службой безопасности, все сильнее давит молодой спикер парламента Евгений Шевчук, которого поддерживает 'Шериф', самая крупная местная корпорация. Но даже если Смирнова в конце концов все же выдавят из начальственного кабинета, быстрых политических изменений добиться вряд ли удастся. В прошлом году, когда ЕС создал пограничную миссию, Тирасполь вышел из многосторонних переговоров, а через некоторое время 97% приднестровцев проголосовали на референдуме за независимость.
Москва держит в Приднестровье 1300 своих солдат в качестве миротворческого контингента и поддерживает Тирасполь субсидиями. Сюда активно вкладываются российские компании; Россия поставляет Молдове практически всю нефть и весь газ. По словам одного западного чиновника, единственный вопрос, который волнует Россию - устроит ли ее смена 90-100-процентного влияния на Приднестровье на несколько меньшее влияние на объединенную страну.
В 2003 году Россия практически провела свой план, по которому за Приднестровьем сохранялось бы право налагать вето на многие решения единого государства, а российские солдаты могли бы оставаться на своем месте еще многие десятилетия. Путин был уже готов лететь в Кишинев на подписание 'плана Козака', однако под давлением ЕС Воронин в последний момент отказался от него.
В этом году пока прозвучали предложения о гарантиях нейтралитета Молдовы и признания результатов приватизации собственности в Приднестровье, включая и сделки, в которых участвовали российские компании. Есть также предложение о проведении новых общенациональных выборов и предоставлении Тирасполю 18-19 мест в парламенте Молдовы (пропорционально численности населения Приднестровье может получить лишь 14 из 101 мандата), а также гарантированных министерских постов в правительстве.
Министр реинтеграции Молдовы Василе Шова (Vasile Sova) говорит, что в плане предусматривается вывод из страны российских войск до выборов. Другие источники, знакомые с этими предложениями, утверждают, что войска могут остаться и боятся, что они не будут выведены никогда.
Шова утверждает, что в плане 'учитываются интересы России, но лишь до той степени, пока они не противоречат интересам Молдовы'. Однако Юрие Рошка (Jurie Rosca), лидер Христианско-демократической партии, которая обычно сотрудничает с воронинскими коммунистами, назвал предложения 'незаконными' и 'опасными'. По его мнению, эти предложения могут остановить процесс интеграции Молдовы в ЕС.
ЕС поставлен в неловкое положение. В этом году в Союз вошла Румыния, и теперь объединенная Европа граничит непосредственно с Молдовой. ЕС в Молдове популярен, особенно среди прозападно ориентированной молодежи, однако по мере того, как отношение общественности самой Европы к дальнейшему расширению становится все холоднее, его влияние падает.
Как бы ни сложилось будущее последнего проекта по урегулированию молдавского кризиса, ЕС нелегко будет сдержать растущий напор России. Чтобы привязать Молдову к Западу, пары гипермаркетов явно недостаточно.
_______________________________________
Как вырваться из рук Москвы ("Project Syndicate", США)
Путинская Россия против Республики Молдова ("Politics.in.Ua", Украина)