Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия идет вперед, а ее высокие технологии остаются позади

Несколько факторов замедлили развитие российского сектора высоких технологий

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По праву именно Россия, а не Индия должна была круто поднять вверх по ступеням развития технологический сектор. В конце концов, это страна почти 100-процентной грамотности, ее научное сообщество славится своими математиками, физиками и инженерами, которые сумели изобрести ядерное оружие, сверхзвуковые реактивные самолеты, современные спутники-шпионы, и первыми отправили человека в космос... Но несколько факторов замедлили развитие российского сектора высоких технологий

МОСКВА - Большинство россиян очень много знают о 41-летнем Романе Абрамовиче - в прошлом торговце ширпотребом, сделавшем ставку на бывшие государственные нефтяные и алюминиевые компании и построившем на их основе империю стоимостью 18 миллиардов долларов. Теперь туда входит и английский футбольный клуб "Челси", а сам Абрамович является губернатором заполярной провинции Чукотка, где оленей больше, чем людей.

Они также знают о 42-летнем никелевом царе из России Михаиле Прохорове, который в этом году спровоцировал небольшой дипломатический инцидент, когда полиция совершила налет на его компанию во время веселой рождественской гулянки-оргии на французском горнолыжном курорте. Произошло это после того, как в полицию поступили сообщения, что он на своих частных самолетах партиями завозил на данное мероприятие русских проституток.

Но мало кто из россиян слышал об Анатолии Карачинском или об Аркадии Воложе, которые очень похожи на Билла Гейтса или Сергея Брина - но на местном, российском поле предпринимательства.

Одна из причин такого незнания заключается в том, что они не пользуются большим (вернее, не пользуются никаким) вниманием российских средств массовой информации, в частности, телевидения, которое, как известно, требует денег за благожелательный отзыв о компании.

Ни тот, ни другой пока не попали в ряды российских миллиардеров, несмотря на стремительный успех тех технологических компаний, которые они создали. Карачинский сформировал группу компаний IBS, являющуюся сегодня самой крупной в России по производству программного обеспечения. Она первой разместила свои акции на западных фондовых биржах. Волож основал компанию "Яндекс", которая создала одноименную поисковую систему в Интернете. Эта система удерживает господствующие позиции на российском внутреннем рынке, несмотря на агрессивное давление со стороны Google.

"Не существует традиции или концепции предпринимательского успеха, и это для нас большая проблема, - сказал мне Карачинский, - все, что люди рассказывают, это истории о преступниках или о неудачах. В этой стране просто нет героев бизнеса".

По праву именно Россия, а не Индия должна была круто поднять вверх по ступеням развития технологический сектор. В конце концов, это страна почти 100-процентной грамотности, ее научное сообщество славится своими математиками, физиками и инженерами, которые сумели изобрести ядерное оружие, сверхзвуковые реактивные самолеты, современные спутники-шпионы, и первыми отправили человека в космос. Инфраструктура телекоммуникаций, по крайней мере, в больших городах, очень развита. А уровень заработной платы здесь значительно ниже, чем в Европе или в США, что также является дополнительным преимуществом.

Но несколько факторов в их совокупности замедлили развитие российского сектора высоких технологий.

Научно-техническая информация и секреты производства погрязли в болоте раздутых и неэффективных государственных компаний и бюрократического аппарата. Хотя многие из этих фирм были приватизированы, они упорно медлят в деле реализации новейших информационных технологий, помогающих снизить расходы и увеличить производительность.

"Пройдет очень много времени, прежде чем "Газпром" получит информационные системы, сопоставимые с системами Shell", - говорит Карачинский, заключивший целый ряд контрактов с дочерними компаниями этой государственной газовой монополии.

И хотя русские великолепны в вопросах научной теории, западные менеджеры говорят мне, что у них меньше навыков в управлении сложными проектами и в практическом коммерческом применении своих технических знаний - а эти навыки очень важны для современной индустрии программного обеспечения.

Кроме того, развитию российского сектора высоких технологий мешает также отсутствие надежной системы защиты прав интеллектуальной собственности. Те немногие авторские и патентные права, что существуют в стране, легко обойти, ими легко можно манипулировать при помощи продажных судей и правовой системы, которая в значительной степени неспособна вести сложные судебные дела по вопросам интеллектуальной собственности.

С этим пришлось столкнуться компании Microsoft, которая утверждает, что кража ее программного обеспечения в этой стране распространена повсеместно. С этим же сталкивается компания Motorola, которую лишили возможности продавать некоторые модели ее мобильных телефонов на том основании, что это противоречит российским патентам. Через это проходят и некоторые фармацевтические компании, считающие Россию источником производства поддельных лекарств.

Недавно группе руководителей российских высокотехнологичных компаний удалось убедить президента Владимира Путина провести один день своего визита в Индию в Бангалоре. Они постарались доказать ему необходимость создания похожего технологического центра в одном из университетских городов России. Похоже, что на Путина открывающиеся возможности произвели впечатление. Но после этого государственная бюрократия отложила данную затею в долгий ящик, поскольку гораздо большую отдачу для страны и для себя она видит в бурном развитии сырьевых добывающих отраслей.

И здесь кроются самые большие проблемы для развития культуры предпринимательства в России, даже в секторах высоких технологий, которые относительно свободны от государственного вмешательства и излишнего внимания корпоративных олигархов, поглощенных стремлением к расширению бизнеса. В теории нужен только талант и инвестиционный капитал, чего в России вполне хватает. Но поскольку самые большие доходы здесь можно получать от покупки-продажи природных ресурсов, образованные и амбициозные россияне вряд ли будут соглашаться на тяжелую работу, неопределенность и длительное время, которые просто необходимы и неизбежны при начале собственного дела с нуля.

А пока инвесторы гарантированно получают каждый год 40-50 процентов прибыли от вложений в государственные предприятия и компании, контролируемые приближенными к политической власти олигархами, нет смысла идти на значительно большие риски, с которыми связаны венчурные капиталовложения, дающие такую же или даже меньшую отдачу.

Этот эффект вытеснения стал мне предельно понятен, когда, сидя в кафетерии Высшей школы экономики, я разговорился с несколькими старшекурсниками об их устремлениях и целях. Никто не выразил особого интереса к началу своего собственного дела. Никто не посчитал это оптимальным путем к богатству и славе. Самым распространенным оказалось стремление получить работу в одном из государственных экономических министерств, где хорошие зарплаты и возможность получения взяток и откатов обеспечивают вполне комфортную жизнь. Другое выраженное желание заключалось в налаживании связей, дающих возможность получить работу даже получше - у олигарха или в государственной компании.

"В нашей культуре бизнеса что-то не так, - говорит 20-летний сын университетского профессора Алексей Юртаев, приехавший в Москву с Урала, - успех больше зависит от твоей близости к политикам, а не от экономических соображений. Конечно, можно создать свое очень маленькое дело и посвятить ему всю жизнь. Но если у тебя есть стремление к созданию большой и успешной компании, то тебе придется задуматься над тем, как к этому отнесется государство".

Три или четыре года назад студенты сказали бы, что будущее за частными корпорациями, крупными международными компаниями и даже начинающими фирмами. Но теперь они делают ставку на проникновение в государственные "структуры власти", а это - шаг назад в развитии российского капитализма.

_________________________________

Ведомости: Россия рулит

Нефть, олигархи и роскошь ("The Washington Post", США)

Российское экономическое могущество: страшит оно или успокаивает? ("BBC", Великобритания)