Музей советской оккупации, сочиненный в Киеве на скорую руку — к выборам, продолжает, к сожалению, традиции этой самой вроде бы "оккупации".
Политзадание настолько ясно, как ясно в прошлом году, на конференции посвященной памяти Ежи Гедройца, говорил директор несуществующего в реальности Института национальной памяти Юхновский: "Я буду требовать от историков писать патриотично".
Коалицианты подошли к проблеме оригинально — тут можно "пацанов зауважать". Они подчинили Институт Госархиву, а тот в свою очередь руководится членом КПУ — каков юмор?
Дело в том, что украинская власть продолжает заимствование. Если Янукович копирует москвичей, то Ющенко старается подражать полякам. Дело то неплохое, еще Шевченко говорил: "чужому навчайтеся i свого не цурайтеся".
Однако подражанию должен бы быть предопределен процесс думанья. Именно этот процесс напрочь отсутствует в Украине.
Когда подобный музей открывается в Польше или странах Балтии, его появление может осуждать лишь Путин. Когда подобный музей открывается в Тбилиси, дело уже сложнее.
Однако и там понять можно — грузины пытались жить самостоятельно, восставали против России регулярно, а уж при Сталине и вовсе страдали больше других. Тем более, когда соседняя держава, чуть не официально объявляет о "депортации грузин", волей не волей можно погорячится. ГССР не являлась учредительницей "империи зла", многотысячные митинги тбилисских студентов в 60-х, в 70-х дают право Грузии заявить об оккупации гордо и дерзко.
Тем паче — часть страны действительно оккупирована — режимы в Абхазии и Южной Осетии держатся на "дружественных штыках".
Однако Украина, Киев…
Совершенно бесспорно, то что "другая Украины", именно Украина галицкая вполне достойна Музея оккупации. Она ей сопротивлялась и сопротивляется.
Невозможно было бы возражать против открытия подобного музея во Львове. Там оккупация бесспорна. Она, кстати, видна до сих пор — если польские города, начиная с 1989 года, подчищаются, то Львов все больше теряет былую прелесть.
Львов развивался не как украинский город, а город европейский! Кроме крайних польских сил, которые ничего серьезного собой не представляют, вряд ли найдутся, те, кто бы сегодня заявил: "Вернем Львов Польше и полякам!"
Нынешняя Польша консервативная страна. Однако в ней вполне легко можно услышать иные голоса. Они не так популярны, но они есть, они очень даже слышны. Большая часть СМИ критикует Костел и братьев Качиньских.
В Украине ничего подобного нет. Всюду и везде — либо дифирамбы "оранжевым", либо "бело-синим". Представить себе здоровую критику украинского национального движения невозможно.
Я думаю, что украинская нация чувствует себя в нынешней государственной оболочке крайне неуверенно, потому и пытается по-советски, "закрепить свои позиции".
Поэтому музей открывают не там, где он был бы уместен, и где была бы возможность примириться хотя бы с поляками, тем самым, сделав хоть один реальный шаг в направлении к Евросоюзу.
Нет, музей открывают не для того чтобы изучать историю и хранить память, а для того, чтобы вызвать политический конфликт.
А теперь к памятникам Ленину добавятся еще памятники Шухевичу.
Я видел многие книги отзывов в украинских музеях. Именно по этим книгам отзывов, как и по тем же бабушкам, угрюмо сидящим в музеях, нужно изучать тоталитаризм, пока он еще жив. В этих книгах 99 процентов таких сладких, восточных, медоточивых похвал, что трудно себе представить.
Думаю так же будут писать и в Музее оккупации. Еще бы. Ведь Украина столько лет сама себя оккупировала, что уверен — в экспонатах недостатка не будет.
Интересно — а будут ли представлены фото еврейских погромов 1918-19 годов, или это было в период иностранного владычества? Или депортация крымских татар? Или резня поляков на Волыни? Или расстрелы поляков под Харьковом?
Или именно это и будет примером оккупации, только кого и кем?
__________________________________
Советская оккупация: pro et contra ("Украинская правда", Украина)
Музей оккупации? А кто оккупанты?! ("День", Украина)