Нет, гастрономических достоинств знаменитых мэнских лобстеров никто не отрицает. Но президента России Владимира Путина не смог смягчить даже этот знаменитый своей эффективностью прием. По дороге в Кеннебанкпорт, где 'друга Владимира' всей семьей принимали в доме президента Джорджа Буша, Путин неоднократно выражал особое беспокойство предстоящим размещением в Европе элементов системы противоракетной обороны США, предназначенной для защиты от ракет, которые деструктивные государства, в частности Иран, могут запустить в будущем. В дополнение к системе ПРО, которая, как утверждает Путин, угрожает России, страны НАТО не ратифицировали Договор об обычных вооруженных силах в Европе, основной договор по контролю над вооружениями на континенте, в рамках которого с 1990 года регулируется размещение войск и проверка количества вооружений. Против всех ожиданий, рыбалка в Кеннебанкпорте получилась замечательной, разговор - дружеским, и в итоге стороны намекнули, что, мол, еще чуть-чуть - и от напряженности, возникшей между Россией и Америкой, не останется и следа.
И что же? Не прошло и двух недель с шестью фунтами лобстера, как Путин выполнил угрозу, о которой так долго говорил. Ранним утром в субботу Кремль неожиданно для всех объявил новый указ президента: учитывая 'возникновение чрезвычайных обстоятельств, негативно влияющих на безопасность Российской Федерации и требующих принятия неотложных мер', Россия приостанавливает свое участие в ДОВСЕ.
Понятно, какие 'чрезвычайные обстоятельства' имеет в виду Путин: во-первых, он утверждает, что с помощью противоракетного 'щита' в Европе все российские оборонительные системы можно будет просматривать до самого Урала, чего Россия допустить никак не хочет, но противодействовать не может, не нарушая договор; во-вторых, страны НАТО не ратифицировали редакцию договора от 1999 года, что, по словам Путина, нарушает баланс сил в Европе. На это страны НАТО отвечают, что по новой редакции договора Россия обязалась вывести свои войска из Молдовы и Грузии, а, поскольку войска полностью до сих пор не выведены, они не будут ратифицировать договор, пока Россия не выполнит свои обязательства полностью.
Всего через несколько часов после заявления Кремля Министерство иностранных дел России выступило со своим заявлением о том, что инспекции и проверки российских военных объектов делегациями стран НАТО прекращаются и что Россия перестает ограничивать количество своих обычных вооружений. Правда, инспекции Россия перестала пускать к себе еще до этого, сразу после конференции по ДОВСЕ в Вене, участники которой не захотели услышать претензии Москвы. Двум делегациям, от Болгарии и от Венгрии, не дали доступа на российские военные объекты. Также в июне Россия отказалась от приглашения принять участие в совместных военных учениях с США, Румынией и Болгарией. Советник министра обороны России генерал Владимир Шаманов, известный, в частности, своей агрессивной тактикой в Чечне, заявил:
- Советский Союз участвовал в совместных учениях с фашистской Германией, и это закончилось тем, что Германия вероломно напала на СССР. О каком доверии сегодня можно говорить, если США размещают в Румынии и Болгарии свои базы?
Многие уверены, что, освободив себя от обязательств по ДОВСЕ, Путин в виде 'неотложных мер' начнет наращивать войсковые группировки в пограничных регионах. В июне первый заместитель премьер-министра России Сергей Иванов, все активнее занимающий позицию главного кандидата в преемники Путина от российских 'ястребов', сказал, что если США не откажутся от планов размещения 'щита' в Польше и Чехии, то Россия выдвинет в свой самый западный регион, Калининградскую область, зажатую между Польшей, Литвой и Беларусью, только что испытанные ракеты 'Искандер-М'. Своими угрозами Иванов лишь разозлил Польшу и заставил Литву начать задумываться о том, не предложить ли США и свою территорию для размещения систем ПРО. Однако, считая, сколько тузов лежит в рукаве у Путина, нужно помнить не только о его обещании перенацелить на Европу крылатые и новые баллистические ракеты с разделяющимися боеголовками, но и о других мерах, которые могут быть причислены к разряду 'неотложных' - например, о наращивании войсковых группировок вдоль южных границ на Кавказе, об усилении давления на Украину с тем, чтобы обеспечить пребывание российского Черноморского флота в Крыму после 2017 года, когда он, по соглашению, должен оттуда уйти, а также о возможном отказе выводить войска из Молдовы.
Лидер демократической оппозиции Владимир Рыжков, один из немногих оставшихся в Думе независимых депутатов, утверждает, что, поскольку все началось еще в 2002 году с выхода США из Договора по ПРО, заявление Путина о том, что Россия должна на это чем-то ответить, не лишено здравого смысла. Однако, по словам Рыжкова, громкие слова Путина направлены 'в основном на то, чтобы перед выборами сказать стране: ваш лидер не отступит, кто бы официально ни стал следующим президентом'. Опросы общественного мнения, говорит Рыжков, показывают, что эта тактика оказалась удачной: русских Путин действительно убедил.
Но весь остальной мир - вряд ли. Сожаление по поводу действий Путина уже высказали и Европейский Союз, и НАТО.
- Это шаг в неправильном направлении, - заявил в Брюсселе представитель НАТО Джеймс Аппатурай (James Appathurai).
Если уж так строго подходить, то в ДОВСЕ нет положения об одностороннем моратории, поэтому действия России являются не чем иным, как прямым нарушением договора. Возможно, это блюдо действительно предназначено исключительно для внутреннего употребления. Также может быть, что Путин, видя усиление трений с США, пытается шантажировать Вашингтон. Но не исключен и такой вариант, что это заявление - серьезный пробный шар, и Путин просто проверяет, что еще ему дадут сделать такого, чтобы и империя строилась дальше, и последствий для него никаких не наступало.
__________________________________
Американо-российские отношения снова вращаются вокруг ядерной тематики ("Council On Foreign Relations", США)
Почему курс США неприемлем для России ("Christian Science Monitor", США)