Сэр, Financial Times 12 июля сообщила о том, что Total приобрела 25 процентов акций компании, занимающейся разработкой Штокмановского месторождения. Совершенно неудивительно, что "Газпром" для данного проекта выбрал европейского игрока, а не крупную компанию из Великобритании или США.
Одновременно в том же номере Financial Times сообщалось о развитии взаимоотношений между французской Gaz de France и алжирской Sonatrach. Общий план заключается в том, чтобы создать экономическое партнерство между богатым ресурсами севером Африки и испытывающей энергетический голод южной Европой. "Газпром" также ведет активные переговоры с Алжиром и обсуждает с Sonatrach вопросы создания в третьих странах совместных предприятий разных этапов технологического цикла переработки. Известно, что газовый концерн Sonatrach уже поставляет значительные объемы обычного и сжиженного газа на юг Европы - в Италию, Испанию и Францию.
Вместе два эти сообщения стали кульминацией российской энергетической стратегии установления своего господства в Европе как с северного, так и с южного фланга. Этому предшествовал как минимум десятилетний период планирования. Наверняка, "Газпром" не может сегодня поверить своей удаче - его действия до сих пор остаются незамеченными.
В течение последнего десятилетия французские и итальянские нефтяные компании спокойно обсуждали с бывшими колониями - Алжиром и Ливией, позиции российских энергетических корпораций в области разведки и добычи нефти. Происходило это в обмен на списание Россией старых долгов этих государств за проданное им советское оружие. А какая награда за все это причитается Франции и Италии? В предстоящие месяцы или годы их ведущие нефтяные компании получат в России доступ к важнейшим активам в сфере нефтедобычи. Таким образом, включение Total в Штокмановский проект кажется вполне предсказуемым и логичным с политической точки зрения.
Россия знает свою историю - и умеет разыгрывать ее на шахматной доске. Использовать прикрытие бывших колониальных держав в ключевых по добыче энергоресурсов странах севера Африки с целью завоевания определенных позиций в Алжире/Ливии для своей собственной энергетической отрасли, причем сделать это на глазах у всего Запада - это настоящий мастер-класс в плане понимания западной колониальной истории и ее применения в современной энергетической геополитике. Полагаю, что следующим важным шагом в этой стратегии "Газпрома" станет крупнейшее в мире слияние/партнерство или создание стратегического совместного предприятия с другой лидирующей национальной нефтяной компанией для совместной работы за пределами России. Это может быть Sonatrach, это может быть крупная компания из Европы. Но это не может быть британская или американская международная нефтяная компания.
Для тех европейцев, кто требует создания конкурентоспособной, выведенной из-под контроля государства и объединенной энергетической отрасли Европы, способной противостоять газпромовскому господству, намек понятен: если не хотите разделить вину, рассчитывайте сами на себя. "Газпром" сделал лишь то, что на его месте сделала бы любая ловкая международная нефтяная компания. Вместе с Total "Газпром" будет стараться проникнуть на американский рынок со своим сжиженным газом со Штокмановского месторождения. Создав партнерство с Sonatrach, "Газпром" будет доминировать в поставках трубопроводного газа на юг Европы; а сжиженный газ из Алжира/России можно будет продавать в Америку и страны тихоокеанского региона. Таким образом, компания, в конце концов, воспользуется преимуществами развивающегося (и крайне доходного) рынка наличных продаж сжиженного природного газа.
Шах и мат, товарищ!
Тим Рейли, Генеральный директор C2G Energy, Норт-Лаффенхэм, графство Рутленд
___________________________________________________________
"Газпром" в качестве партнера для освоения арктического газового месторождения выбирает Total ("The Financial Times", Великобритания)
Газпром - Total ("The Wall Street Journal", США)