Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Важнейшим пунктом программы единой партии Гертыха и Леппера может оказаться последовательно пророссийский курс. Так что новое объединение могло бы заработать себе популярность, если вопрос о ПРО станет важной темой избирательной кампании в Польше, считает известный социолог

Важнейшим пунктом программы единой партии Гертыха и Леппера может оказаться последовательно пророссийский курс. Так что новое объединение могло бы заработать себе популярность, если вопрос о ПРО станет важной темой избирательной кампании в Польше, считает известный социолог.

'Самооборона' и 'Лига польских семей', предвидя назначение досрочных выборов, склоняются к объединению своих сил. Однако сложно предполагать, что этот экзотический союз партий, имеющих, на самом деле, мало общего, нанесет какой-то ущерб их нынешнему партнеру по коалиции - партии 'Право и справедливость'.

'Лига' и 'Самооборона' - очень разные партии. В том, что касается политической программы, их объединяют, пожалуй, только два вопроса. Во-первых, скептицизм в отношении Европейского Союза. В случае ЛПС этот скептицизм заходит очень далеко и не исключает даже возможность выхода из ЕС. Несколько иначе смотрят на это Анджей Леппер (Andrzej Lepper) и депутаты от 'Самообороны', поскольку для крестьян членство Польши в ЕС оказалось все-таки выгодным. Так что, скептицизм 'Самообороны' касается, скорее, условий и конкретных норм и связан со стремлением к выработке более выгодных решений.

Неприязнь к Европе, симпатия к Востоку

Однако гораздо более важным и, по сути, ключевым представляется другой момент, объединяющий две эти партии. Опасаюсь, что именно вокруг него будет строиться их общая программа. Я имею в виду симпатию к России. И 'Лига' и 'Самооборона' во всех своих политических декларациях, касающихся международной политики, были склонны к тому, чтобы выражать понимание и волю к сотрудничеству со странами, лежащими к востоку от Польши (и речь шла, скорее, не об Украине, а именно о России или Белоруссии). Так что симпатия к России будет важным общим моментом для 'Самообороны' и ЛПС и ключевым элементом их единой избирательной кампании. Благодаря ему, эти партии будут явно отличаться от остальных. А сегодня, когда президент Речи Посполитой отправляется в США на переговоры о противоракетном щите, и когда мы вновь имеем дело с давлением со стороны Путина, альянс 'Самообороны' и ЛПС может сыграть свою роль.

Аборты и антикоммунизм

Важно вспомнить, на каких избирателей могли до сих пор рассчитывать обе партии. 'Самооборона обрела свою политическую позицию, главным образом, благодаря крестьянскому электорату. В свою очередь, 'Лига' обращалась к тем жителям села и малых городов, которые ощущали себя на обочине политической жизни из-за своего народного, интенсивного католичества. Однако сегодня значительная часть крестьянского электората 'Самообороны' перетекла в Польскую крестьянскую партию, а слушатели радио 'Мария' переключились с ЛПС на 'Право и справедливость'. Однако самым надежным тылом для 'Лиги' и 'Самообороны' по-прежнему остается электорат малых городов и села. Так что, новая партия, если она будет создана, окажется обречена на собирание остатков своих прежних избирателей. Поэтому шансы на создание нового, железного, стабильного тыла невелики.

Впрочем, я не знаю, будет ли неприязни к ЕС и симпатии к России достаточно для того, чтобы потрясенный слиянием электорат ЛПС и 'Самообороны' поддержал это довольно экзотическое политическое объединение. Это может быть особенно трудно для избирателей ЛПС, которые твердо держались своей партии, веря, что лишь 'Лига' может бескомпромиссно защищать жизнь от момента зачатия. Эти избиратели могут припомнить 'Самообороне', что она не слишком активно (в отличие от 'ПиС') поддержала законопроект ЛПС против абортов. Кроме того, они, возможно, решат, что желание 'Лиги' создать один блок или единую партию с 'Самообороной' означает, что инициатива партии Романа Гертыха, направленная против абортов, была лишь пиаровским трюком.

Следующая тема, которая в данной ситуации подвергнется демистификации, - это громко декларируемый антикоммунизм 'Лиги польских семей'. Все-таки 'Самооборона' - это партия, которая всегда тепло относилась к ПНР, а ее лидер в своих выступлениях никогда не отрекался от прошлого.

Так что различия в электорате двух партий довольно серьезны и могут осложнить эффективное сотрудничество, а также снизить возможные шансы на успех на выборах. Поэтому я считаю, что объединение сил ЛПС и 'Самообороны' было бы альянсом, скорее, усиливающим позиции членов коалиции в отношении 'Права и справедливости', чем гарантирующим им хороший результат на грядущих выборах.

Без премии за единство

Весьма сомнительно, что 'Самооборона' и 'Лига' в качестве единой партии приобретут какую-либо дополнительную программную ценность или способность к мобилизации нового электората.

Если Леппер и Гертых рассчитывают на политический эффект, который до сих пор достигался при заключении политических союзов, или на то, что избиратели вознаградят их за объединение двух партий в одну, то их ждет жестокое разочарование. Когда речь идет о столь экзотическом союзе, премии за единство не полагается.

Единственной свежей и оригинальной для нашей политической сцены программной инициативой будет вышеупомянутая симпатия к России. Сложно рассчитывать на то, что она окажется привлекательной для широких масс избирателей. Однако ситуация может несколько измениться. Как известно, поляки выступают против размещения на территории нашей страны противоракетного щита. Поэтому я боюсь, что этот аспект может оказаться самым существенным элементом кампании 'ЛиС'.

Барбара Федышак-Радзеевска - доктор социологии, работает в Польской Академии наук и Варшавском политехническом институте.

_____________________________

Российские оппозиционные комментаторы возлагают вину за плохие отношения с Польшей на Кремль ("Nasz Dziennik", Польша)

Как быть с Россией ("Przeglad", Польша)

О Польше в России забывают ("Przeglad", Польша)