Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Казнить, нельзя помиловать

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Китайское коммунистическое руководство всегда без колебаний казнило политических диссидентов в качестве предостережения: идеологическая линия партии священна и неприкосновенна. Сегодня режим устраивает показательные казни другого рода - они ждут тех, кто нарушает принципы капитализма

Sunday, July 15, 2007; Page B07

Китайское коммунистическое руководство всегда без колебаний казнило политических диссидентов в качестве предостережения: идеологическая линия партии священна и неприкосновенна. Сегодня режим устраивает показательные казни другого рода - они ждут тех, кто нарушает принципы капитализма.

Чжэн Сяоюй заплатил жизнью не только за свои многочисленные прегрешения: власти еще и хотели заверить иностранных оптовиков, что теперь уж китайские предприятия поостерегутся безответственно травить потребителей своей продукцией. Казнь Чжэна показывает, что революция, начатая Мао Цзэдуном, перешла в стадию целенаправленного маркетинга - умелого извлечения максимальной прибыли за счет экспорта для обогащения компартии и укрепления ее позиций внутри страны.

Мао обещал построить социализм 'с китайской спецификой'. Его политические наследники 'выдали на гора' безудержный капитализм с китайской спецификой. Сегодня компартия с трудом пытается обуздать частнопредпринимательского 'монстра', которого сама же породила идеологизацией богатства и потребления. Столкнувшись с угрозой позициям страны на мировом рынке, китайское правительство разработало - да, да, вы правильно догадались - пятилетний план по обеспечению безопасности своей пищевой и лекарственной экспортной продукции. А для вящей убедительности оно еще и казнило злосчастного Чжэна.

Научная и партийная карьера шестидесятидвухлетнего Чжэна увенчалась должностью главы Государственного управления по надзору за качеством продуктов питания и медикаментов. По версии обвинения, он неправедно обогатился на взятках за выдачу лицензий на производство лекарств, не прошедших испытаний, и принятие заниженных нормативов, из-за которых в составе экспортной продукции - зубной пасты, кошачьей еды и микстуры от кашля - оказались ядовитые промышленные растворители.

Официальное агентство Синьхуа не сообщило, как именно был приведен в исполнение приговор, вынесенный Чжэну 29 мая. Поэтому мы не знаем, получил ли он пулю в затылок - именно такой метод казни обычно применяется в стране. Неизвестно также, предъявили ли его семье счет за истраченный патрон. Таким жестоким эпилогом сопровождаются казни диссидентов в Китае, где, по данным правозащитных организаций, смертных приговоров приводится в исполнение больше, чем во всех других странах мира вместе взятых.

В 1949 г. Мао объявил о победе революции словами: 'Китайский народ поднялся с колен и распрямил плечи'. Затем, три десятка лет назад, Дэн Сяопин приказал соотечественникам засучить рукава и усердно работать. И китайский народ подчинился - с необычайным упорством и умением.

Сегодня председатель Ху Цзиньтао (Hu Jintao) сосредоточивает усилия на защите завоеванных плацдармов на зарубежных рынках, куда Китай ежедневно экспортирует товаров на миллиард с лишним долларов. Ху должен учитывать, что зарубежные потребители обладают свободой выбора, и известие о том, что китайская продукция - пусть и ничтожно малая ее часть - опасна для здоровья, не укрылось от их внимания.

В том, насколько радикально изменилось национальное самосознание китайцев благодаря дэновскому лозунгу 'Обогащайтесь!', я наглядно убедился во время недавней поездки в эту страну. Крупный чиновник из военного ведомства, с которым мы беседовали о мировой политике, вдруг сделал неожиданное 'лирическое отступление': 'В феврале, когда на китайской бирже произошло резкое падение котировок, на это отреагировали везде - падение наблюдалось на биржах по всему миру!' Никогда не слышал, чтобы кто-то находил повод для гордости даже в кризисе на бирже своей страны.

О чем, однако, китайцы стараются не распространяться - так это о коррупционных связях между новым предпринимательским классом и партийными чиновниками, чье разрешение требуется практически на всех этапах коммерческой и производственной деятельности: именно такой 'симбиоз' стоил жизни покойному Чжэну. Когда мы встретились за ланчем с главой одной из ведущих компаний-застройщиков, он непринужденно рассказывал о системе банковских кредитов, ипотеки и анализа ситуации на рынке, подпитывающей экономический бум в стране. Но на мой вопрос об участии партийных структур в выдаче разрешений на строительство и установлении цен на земельные участки в городах он отделался коротким уклончивым ответом, и тут же сменил тему.

Впрочем, уже тот факт, что эта проблема вызывает озабоченность у самих властей, со всей очевидностью свидетельствует: коррупция распространилась настолько, что стала 'ахиллесовой пятой' партийной монополии на власть.

'Во времена Мао говорить о деньгах считалось неприличным, - вспоминает бывший высокопоставленный партийный функционер, не согласный с 'рыночным' подходом председателя Ху к политике. - 'Мао считал, что деньги погубят революцию Теперь деньги стали новой идеологией. Если хочешь разбогатеть, достаточно сотрудничать с Коммунистической партией и подчиняться ей'.

Вопреки прогнозам Джорджа Буша и других о том, что вовлечение в мировую экономику неизбежно приведет к демократическим реформам в Китае, рыночные условия не обернулись политической либерализацией. Плоды экономического бума, возникновению которого способствовала партия, она же и пожинает. Лидеры государства пристраивают своих детей и других родственников на 'теплые местечки' в коммерческих структурах и предоставляют им выгодные инвестиционные контракты.

В потенциальную угрозу коммунистическому режиму могут превратиться побочные результаты этого бума - прежде всего коррупция в госаппарате. Бесстыдное злоупотребление властью дискредитирует партию в глазах народа, который придает большое значение нравственности и порядочности в общественной жизни. Поэтому показательная казнь одного человека, возможно и убедит зарубежных партнеров, но вряд ли снимет напряженность внутри страны.

_____________________________

Чему Эйнштейн может научить Китай. И нас тоже ("The New York Times", США)

Мир глазами Китая ("The New York Times", США)