Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Подмена Украины: ловушка сознания

Цена коллаборационизма для многих украинцев - невозможность отделить себя от империи

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Советское время было своеобразной гражданской войной для Украины - войной на уничтожение тех, кто помнил. Официальная история была откорректирована. Люди боялись рассказывать правду о себе и о судьбе родственников и родителей. Семейные фотографии уничтожались, даже имена родственников умалчивались - чтобы, не дай Бог, кто-то где-то чего-то не услышал... В условиях цензуры памяти и вырастало новое поколение, которое не знало и не помнило ничего, кроме настоящего

Советское время было своеобразной гражданской войной для Украины - войной на уничтожение тех, кто помнил. Официальная история была откорректирована. Люди боялись рассказывать правду о себе и о судьбе родственников и родителей.

Семейные фотографии уничтожались, даже имена родственников умалчивались - чтобы, не дай Бог, кто-то где-то чего-то не услышал... В условиях цензуры памяти и вырастало новое поколение, которое не знало и не помнило ничего, кроме настоящего.

"Если хочешь победить врага - воспитай его детей", - гласит древняя мудрость. Таким образом, состоялась стимулированная извне оккупация самих себя на угождение империи. Такое "абсолютно новое общество" было частично создано.

То, что для половины украинцев украинский язык не является родным, то, что для многих потомков украинцев украинский является чужим - следствие советской оккупации.

Mea culpa

Безнадежность и провинциальность внутриукраинской жизни толкала тех, у кого были амбиции и таланты, ехать в метрополию. Их таланты работали именно на империю. Для примера, до сих пор мир не знает, что композиторы барокко Березовский и Бортнянский - украинцы.

Их определяют по "нации" государства, в котором они жили - они считаются россиянами. Аналогичная ситуация - со спортсменами, которые представляли СССР на мировых спортивных мероприятиях: в западных справочниках их национальность - "russian".

Цена коллаборационизма для многих украинцев - невозможность отделить себя от империи. Это всегда было присуще украинцам: от Безбородько и Гоголя - до Хрущева и Ивашко, или до современного Бортко. Империя вошла в тело и плоть многих украинцев. И отречься от империи для них означает отречься самих себя.

Другая ситуация - в том, что миллионы украинцев родились именно в СССР. Поскольку независимой Украины тогда не существовало - они не имели выбора. Они ничего не знали об альтернативной реальности.

Обычная жизнь берет свое. У советского времени было достаточно светлых страниц - более или менее устроенное детство, улучшение бытовых условий, своя культурная и социальная жизнь.

Люди не смогли бы жить в абсолютно фальшивом контексте - поэтому было и много искренних и успешных начинаний, которые система успешно приписывала как достижение себе.

Были и альтернативные возможности (то ли путешествия по всему Союзу, то ли уникальные ресурсы для научных разработок военки, или впечатляющее могущество советской армии), какие сегодня невозможны.

Были и справедливо полученные награды - с пропагандистско помещенной на них коммунистической символикой. Таким образом, человеческое переплеталось с пропагандистским; таким образом, СССР делал личным делом каждого его гражданина.

Quo vadis?

Какой же выход? Необходимо отделить личную честь, трудолюбие, талант обычных людей от зла империи. Потому, что эти люди при любой системе вели бы себя так же, честно и достойно выполняя свои обязанности родителей, товарищей, профессионалов, граждан.

Ведь их честные дела не должны стоят в одном ряду с Голодомором 30-х, ГУЛАГом 50-х, Афганистаном и Чернобылем 80-х, правда?

Выхода на самом деле нет у ярых сторонников СССР, жертв советской пропаганды или у реализаторов советской политики - красных директоров и партноменклатуры, для которых СССР в самом деле был раем. Они будут умирать вместе с памятью о системе. Советский патриотизм ждет судьба габсбургского или кайзеровского - он уже становится историей.

Система не может быть "наполовину преступной". Но необходимо вместе с осуждением ее преступлений не "выплеснуть ребенка с купелью". Аналогичная ситуация: "немец" - не синоним слова "нацист".

В нацистской Германии жили тысячи полностью нормальных людей, которые не любили нацизм, которые честно делали свое дело - пекли хлеб, пахали поле, шили одежду, торговали, писали книжки, учили детей. И эти честные люди не являются индульгенцией системе Гитлера, но и система не является для них приговором.

Мы, обычные украинцы, не влияли на решение советского имперского монстра. Мы не избирали для себя фальшивую коммунистическую идею - нам она была навязана террором антинационального СССР. Нам никто не давал выбора. Именно поэтому это - оккупация, прежде всего в духовном, а позже и в материальном смысле.

Участие украинцев в колониальной администрации и некоторых центральных органах империи - не причина называть УССР "Украиной".

Все, что было в ней украинским, было таким скорее наперекор системе. Но, обратите внимание, про УССР никто и не говорит. Она была еще более фальшивей, чем другие советские мифы. В символьной памяти пост-совка ее просто не существует. Говорят исключительно об СССР.

Мы должны признать УССР фальшивой "Отчизной", которой нам подменили нашу настоящую Отчизну - независимую Украину. Эта "полуправда" УССР является на самом деле самым идеальным враньем.

Сейчас у нас есть Украинское государство. Вопреки ее советскому наследству, которое еще не полностью отошло в историю, в будущем это - в самом деле свободное государство, свободное от своего колониального прошлого.

Это - наша Родина.

Остап Крывдык - политолог, активист

___________________________________________

Оккупация самих себя ("Украинская правда", Украина)

Советская оккупация: pro et contra ("Украинская правда", Украина)