Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Ради одного человека'

Как нам быть с этой старой-новой Россией?

'Ради одного человека' picture
'Ради одного человека' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Список врагов возглавляют российские критики Путина и их профессии: сидящий в тюрьме глава 'ЮКОСа' Михаил Ходорковский, застреленная журналистка Анна Политковская, преследуемый лидер оппозиции Гарри Каспаров. Его продолжают зарубежные компании, которым пришлось отказаться от многомиллиардных инвестиций, когда компании - фавориты Кремля решили, что им тоже что-то причитается. За ними идут маленькие демократические страны наподобие Эстонии

July 17, 2007; Page A16

За шесть или семь лет, в течение которых они взаимодействовали на регулярной основе, отношения между полицейским государством Владимира Путина и журналисткой Фатимой Тлисовой были большей частью односторонними. Тлисовой подсыпали яд (в результате чего она чуть не умерла от почечной недостаточности), неизвестные нападавшие сломали ей ребра, ее сын-подросток был задержан пьяными милиционерами за то, что он нерусский, а агенты Федеральной службы безопасности затолкали ее в машину, отвезли в лес на окраине Нальчика и там тушили сигареты на каждом пальце ее правой руки, 'чтобы лучше писалось', как заявил ей один из мучителей. В прошлом году 41-летняя журналистка решила, что ей этого достаточно. Вместе со своим коллегой Юрием Багровым она попросила и получила политическое убежище в Соединенных Штатах.

Судьба Тлисовой и Багрова напоминает припев из свадебной песенки 'Что-то старое, что-то новое'. Они словно пришли из той эпохи, которая должна была закончиться с распадом Советского Союза 16 лет назад. Теперь кажется, что эта эпоха или нечто, до боли ее напоминающее, наступила вновь. Что же делать?

Самая важная задача - прояснить ряд фактов. Факт N1: администрация Буша не провоцирует новую 'холодную войну' с Россией.

Иного мнения, похоже, придерживаются вашингтонские мудрецы наподобие Анатоля Ливена (Anatol Lieven), чье возмущение якобы враждебным отношением США к России обратно пропорционально обеспокоенности растущей враждебностью России по отношению к США, их союзникам и таким, как Тлисова. В статье, опубликованной в мартовском номере American Conservative, известный своими левыми взглядами Ливен выступил против 'глубоко антироссийских заявлений' администрации, планов включения Украины в состав НАТО и других 'посягательств' на сферу влияния России, которую она очертила для себя сама. В этой интерпретации все более жесткая антизападная риторика Путина является всего лишь реакцией на продуманную и ненужную провокационную политику США.

Но пообщайтесь с русскими, и окажется, что одна из их основных претензий к нынешней администрации заключается в том, что она слишком потакает Путину: взгляд президента Буша в русскую душу во время их первой встречи в 2001 г., приписываемый Кондолизе Райс совет 'простить' Россию за ее антиамериканские пакости в 2003 г., принятое в 2006 г. решение администрации допустить Россию в ВТО; 'лобстеровый саммит' в начале июля этого года в поместье Бушей в Кеннебанкпорте (после которого Путин любезно объявил мораторий на выполнение Россией Договора об обычных вооруженных силах в Европе, подписанного в 1990 г.).

Впрочем, это не исследование политики умиротворения. Однако позиция США резко контрастирует с принятым вчера решением британских властей о выдворении четырех российских дипломатов в связи с отказом Путина выдать Андрея Лугового, бывшего сотрудника КГБ, подозреваемого в убийстве Александра Литвиненко в ноябре прошлого года в Лондоне мощной дозой полония. 'Чудовищное преступление не может остаться безнаказанным, - заявил вчера министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд (David Miliband). - Реакция является пропорциональной, и ясно, на кого она направлена'. Если бы Дик Чейни так заговорил.

Теперь перейдем к факту N2. Россия обрушивает неограниченную риторическую, дипломатическую, экономическую и политическую враждебность на каждого, кто стоит на пути амбиций Путина.

Список врагов возглавляют российские критики Путина и их профессии: сидящий в тюрьме глава 'ЮКОСа' Михаил Ходорковский, застреленная журналистка Анна Политковская, преследуемый лидер оппозиции Гарри Каспаров. Его продолжают зарубежные компании, которым пришлось отказаться от многомиллиардных инвестиций, когда компании - фавориты Кремля решили, что им тоже что-то причитается. За ними идут маленькие демократические страны наподобие Эстонии, ставшей жертвой российской хакерской атаки после того, как она решила вынести памятник своим советским угнетателям из центра Таллина. Его кульминация - прямые риторические нападки на США, например, недавние заявления Путина о том, что США представляют такую же угрозу, как во времена третьего рейха и предъявляют те же 'претензии на мировую исключительность и диктат'.

Ни одно из этих обвинений в адрес Белого дома нельзя воспринимать серьезно, если только не верить в сенсационные антизападные теории заговоров, создаваемые высокопоставленными российскими чиновниками. И это приводит нас к факту N3. Россия стала фашистским государством в прямом смысле этого слова.

Здесь не имеет значения то, что Путин в России безумно популярен, как любят подчеркивать апологеты Кремля. Популярность - это то, что компетентные деспоты получают, разрушив независимые СМИ, разжигая националистические настроения наращиванием военной силы и коварным использованием Церкви в своих целях, и финансируя социальную сферу за счет притока нефтедолларов. Неважно и то, что Путин еще не ренационализировал 'средства производства' в буквальном смысле: основным элементом экономической политики Гитлера тоже был корпоративизм.

А важно то, что так точно сформулировал официальный представитель МИД России Михаил Камынин, комментируя решение Великобритании о выдворении четырех дипломатов. 'Я не понимаю позицию британского правительства, - заявил Камынин. - Оно готово пожертвовать нашими отношениями в сфере торговли и образования ради одного человека'.

О многом говорит как смысл этой реплики, так и кажущаяся беззаботность, с которой она была сделана: вся архитектура либеральной демократии создана, прежде всего, 'ради одного человека'. Похоже, что Камынин не только не знает этого, но и думает, что мы этого не знаем. Возможно, потакая последние два года режиму Путина, Запад дал ему повод так считать.

Вчера вечером в Вашингтоне Тлисова приняла награду Национального пресс-клуба, посмертно присужденную Анне Политковской. 'Она знала, что она осуждена. Она знала, что ее убьют. Она только не знала, когда, поэтому пыталась сделать как можно больше за то время, что у нее было, - сказала Тлисова. - Может быть, Анна Политковская действительно наносила очень большой ущерб той России, которую создал президент Путин. Но для нас, людей Кавказа, она была символом надежды и веры в другую Россию - страну, у которой есть совесть, честь и сострадание ко всем ее гражданам'.

Как нам быть с этой старой-новой Россией? Называть вещи своими именами. К этому призывала Политковская, к этому призывает Тлисова, к этому должны призывать и мы.

Брет Стивенс - внешнеполитический обозреватель Wall Street Journal

____________________

Блеф России ("The Financial Times", Великобритания)

При всем нашем уважении к господину Путину ("The Financial Times", Великобритания)