Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Цена убийства

Меры, принятые Великобританией против России, соразмерны и хорошо продуманы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Важный вопрос заключается в том, какие соразмерные и продуманные шаги можно предпринять в данной ситуации. Те меры, о которых было заявлено вчера, правильны. Выдворение дипломатов - это общепризнанный способ официального выражения недовольства, даже если объявленные персонами "нон-грата" никакого отношения к этому делу не имеют. Меры эти направлены против российского государства, а не против народа России.

Смерть бывшего российского офицера Александра Литвиненко, умершего 23 ноября от отравления радиоактивным веществом, была, как сказал вчера в палате общин министр иностранных дел, ужасной и мучительной. Это убийство стало преступлением против британского гражданина, наглой попыткой заткнуть рот критику Кремля, покушением на британское законодательство и суверенитет страны. Подозреваемый в его совершении действовал с одобрения, а может быть, и при активной поддержке со стороны российских властей. Следовательно, резкий отказ Москвы рассмотреть вопрос об экстрадиции Алексея Лугового (так в тексте, имя Лугового Андрей - прим. перев.), против которого полиция собрала большое количество улик, не просто "вызывает крайнее разочарование", как заявил в парламенте Милибэнд. Это хорошо продуманная отповедь партнеру, с которым Россия делит груз ответственности за глобальную безопасность, соблюдение норм международного права и защиту прав человека.

Совершенно очевидно, что ответ должен был прозвучать. Британия неоднократно пыталась убедить Кремль оказать ей содействие в этом деле. В ответ она получала лишь оскорбления из уст президента Путина, попытки возложить ответственность за убийство на живущих в Лондоне эмигрантов из России, а также демонстративное размахивание конституцией, запрещающей выдачу российских граждан. А в условиях, когда Москва пытается увязать данное дело с требованием о выдаче Бориса Березовского для проведения суда над ним, такая конфронтация обретает явно политический характер. Для Гордона Брауна и его министра иностранных дел этот вопрос стал проверкой на решительность.

Совершенно понятны две вещи. Во-первых, демонстрация британского гнева не увеличит шансы на выдачу Лугового. Во-вторых, Россия примет в отношении Великобритании ответные меры. Милибэнд предвидел это, объясняя членам парламента, что не стремился загнать ситуацию в тупик. Россия играет важнейшую роль в деле достижения международных соглашений по Косово, Дарфуру, климатическим изменениям и борьбе с организованной преступностью. Британия также ставит на карту свои торговые отношения и культурные обмены с Россией. Милибэнд согласен с тем, что все это оказалось под угрозой разрушения, потому что Москва отказывается осознать всю серьезность убийства Литвиненко. Подробно сопоставляя следы от радиоактивного полония-210 с перемещениями Лугового в Великобритании, он косвенно признал, что теперь эти доказательства вряд ли будут предъявлены Луговому в британском суде.

Важный вопрос заключается в том, какие соразмерные и продуманные шаги можно предпринять в данной ситуации. Те меры, о которых было заявлено вчера, правильны. Выдворение дипломатов - это общепризнанный способ официального выражения недовольства, даже если объявленные персонами "нон-грата" никакого отношения к этому делу не имеют. Меры эти направлены против российского государства, а не против народа России. Милибэнд был также прав, требуя задержания Лугового на территории любой другой страны, и обращаясь за помощью к европейским союзникам в деле получения международного ордера на арест этого человека. Приостановка переговоров по облегчению визового режима - это неудачный шаг, поскольку он нанесет вред гостям Великобритании. Но такие переговоры зависят от степени взаимного доверия, а его сегодня определенно не хватает.

Россия, конечно же, объявит о принятии ответных мер. Учитывая сегодняшнее недовольство Кремля Западом (Россия только что заявила о выходе из соглашения по контролю над вооружениями), эти меры могут оказаться более радикальными. Британии будет нанесен ущерб, и критики могут заявить, что сегодняшние меры бесполезны и контрпродуктивны. Но они подадут сигнал всем тем, кто хочет заставить замолчать своих критиков за рубежом. Британия будет защищать таких людей на своей земле и не станет закрывать глаза на убийства ради дипломатических выгод.

____________________________________________________________

При всем нашем уважении к господину Путину ("The Financial Times", Великобритания)

Охлаждение в отношениях ("The Guardian", Великобритания)