Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Удержать равновесие между справедливостью и дипломатией

Нельзя с уверенностью сказать, что выдворение Милибэндом четверых российских дипломатов из Лондона и ужесточение правил выдачи виз - это лучшие из возможных шагов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Выступая вчера в Палате общин, Дэвид Милибэнд подчеркнул, что Британия 'не провоцировала и не приветствует' нынешний кризис в отношениях с Россией. И это явно заниженная оценка, ведь новому министру иностранных дел, вынужденному решать целых два кризиса - в Ираке и Афганистане - меньше всего хотелось бы возобновления 'холодной войны'...

Выступая вчера в Палате общин, Дэвид Милибэнд подчеркнул, что Британия 'не провоцировала и не приветствует' нынешний кризис в отношениях с Россией. И это явно заниженная оценка, ведь новому министру иностранных дел, вынужденному решать целых два кризиса - в Ираке и Афганистане - меньше всего хотелось бы возобновления 'холодной войны'. Но, как Милибэнд безусловно начинает понимать, в нестабильном мире международной дипломатии непредвиденные события способны разрушить самые продуманные планы.

Одним из таких событий было отравление российского диссидента Александра Литвиненко полонием-210 в Лондоне в ноябре прошлого года. Озвучивая официальный ответ правительства на отказ Москвы в экстрадиции бывшего агента КГБ Андрея Лугового, обвиняемого в совершении этого преступления, Милибэнд выбрал верный, серьезный тон. В столице Великобритании радиоактивным оружием был убит британский гражданин, и все улики указывают на виновность россиянина. В этих обстоятельствах обязанностью британского правительства является принятие всех возможных мер с тем, чтобы процесс состоялся в Великобритании. Любой другой сценарий был бы попранием власти закона и означал бы, что иностранные граждане с большими связями могут безнаказанно убивать людей в нашей стране.

Но нельзя с уверенностью сказать, что выдворение Милибэндом четверых российских дипломатов из Лондона и ужесточение правил выдачи виз - это лучшие из возможных шагов. Изгнание дипломатов наверняка повлечет за собой ответные действия со стороны Москвы. Предлог у нее уже готов. Кремль уже несколько лет добивается выдачи противника Путина олигарха Бориса Березовского и чеченского лидера Ахмеда Закаева по обвинению в мошенничестве и терроризме, соответственно. Но Британия отказалась сотрудничать по этим делам. Чем же от этого отличается дело Лугового? - спросит Кремль.

Нужно также признать, что эти действия нисколько не способствуют улучшению трудных отношений между Россией и Западом. В минувшие выходные Кремль объявил мораторий на выполнение подписанного во время 'холодной войны' договора, ограничивающего количество боевой техники, размещаемой в Европе. Все это происходит на фоне споров вокруг плана Америки по созданию 'противоракетного щита' на европейских базах. Возможно, сегодня угроза взаимно гарантированного уничтожения не так ощутима, как в прежние времена, но ухудшение экономических или политических отношений нанесет ущерб и России и Западу. Сегодня Западная Европа получает четверть потребляемого газа от России. А России Европа нужна в качестве импортера и инвестора.

Милибэнд заявил, что весь Европейский Союз поддержал решение Британии о введении этих санкций. Несомненно, эта поддержка вполне реальна. На континенте к Путину относятся все более недоверчиво, особенно, после его прошлогоднего решения перекрыть поставки газа Украине и недавней угрозы вновь нацелить российские ядерные ракеты на Европу. Во многом это недоверие объясняется воинственностью Путина за рубежом и его авторитарными тенденциями в стране. Многие считают, что санкцию на убийство Литвиненко дал Путин или кто-то из его соратников. Это много говорит о том достойном сожаления направлении, в котором Путин ведет страну в последние годы.

Но проблема, связанная с тем курсом, который Милибэнд обозначил в своем вчерашнем выступлении, заключается в том, что Британия оказывается изолированной. В этой борьбе нашим европейским партнерам не приходится рисковать ничем. Разве не лучше для Британии создать единый европейский фронт по вопросу экстрадиции? Сегодня опасно то, что Британия может погрузиться в обмен санкциями, который сделает компромисс невозможным. Милибэнд прав, громко требуя справедливости. Но он должен не допустить того, чтобы искусство дипломатии оказалось отброшенным.

_______________________________

Противоядие от полония ("The Wall Street Journal", США)

Охлаждение в отношениях ("The Guardian", Великобритания)