Одним из крупнейших успехов антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны была операция 'Bodyguard'. Союзникам удалось убедить немцев в том, что их войска высадятся в районе Кале, в самом узком месте пролива Ла-Манш. На самом деле, высадка произошла в Нормандии. Подобной дезинформационной акцией может оказаться австрийско-венгерский конфликт вокруг установления контроля над венгерским нефтегазовым концерном MOL. Официально MOL хочет приобрести австрийский OMV, однако за ним, скорее всего, стоит российский "Газпром", а факты указывают на то, что объектом недружественного поглощения помимо MOL также является PKN Orlen.
Курс акций PKN Orlen растет уже три месяца, практически так же, как котировки концерна MOL, защищающегося от поглощения. При этом польская компания показала один из самых низких результатов в истории (падение уровня прибыли более, чем на 85 процентов). Разумеется, высокий курс акций Orlen можно объяснять ростом цен на топливо, но более вероятно, что кто-то эти акции скупает. Если принять во внимание то, какой рынок контролирует польский концерн, то он оказывается не менее лакомым куском, чем MOL. Зато на бирже его оценивают примерно в 24 млрд. зл. [8,9 млрд. долл. - прим. пер.], то есть, примерно в два раза меньше, чем венгерский. Кто скупает акции польского нефтяного гиганта? По нашим данным, в настоящее время министерство экономики разрабатывает план защиты PKN Orlen от недружественного поглощения россиянами.
Венгерский фронт
В июне 2007 г. будапештская биржа побила исторические рекорды индексов после того, как правление MOL начало скупать акции собственной компании, защищаясь, тем самым, от поглощения австрийским OMV. Перед лицом угрозы недружественного поглощения в Венгрии был создан своего рода народный фронт в защиту MOL. В планах защиты независимости концерна социалистическое правительство получило поддержку консервативной оппозиции. 'Это недружественная попытка поглощения нефтегазового концерна MOL австрийским OMV. Мы сделаем все возможное для того, чтобы сохранить независимость нашей фирмы', - заявил в конце июня премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань (Ferenc Gyurcsany). Концерн MOL стоимостью примерно 16 млрд. долларов стал объектом нападения еще в конце апреля 2007 г. К концу июня оказалось, что австрийский концерн располагает почти 20 процентами акций фирмы, а также кредитной линией в банках JP Morgan и Barclays, превышающей 17,5 млрд. долл. - OMV может в любой момент объявить продажу акций MOL с тем, чтобы купить половину акций компании и установить контроль над ней, - говорит Петер Тордаи (Peter Tordai), аналитик банка KBC.
Многое указывает на то, что инициатором австрийско-венгерского спора являются россияне. В конце мая 2007 г. акции MOL начал покупать самый богатый житель Венгрии Михаил (Мегдет) Рахимкулов. Его состояние оценивается более, чем в полмиллиарда евро (он владеет крупными пакетами химической компании Borsodchem, акции которой обращаются и на варшавской бирже, а также одного из крупнейших венгерских банков OTP. В середине 90-х "Газпром" сделал Рахимкулова своего рода выразителем своих интересов в Венгрии и доверил ему управление банком AEB (позже Рахимкулов официально купил этот банк у "Газпрома"). Он сообщил, что его цель - приобретение 10 процентов акций MOL (на настоящий момент он купил, как минимум, 6 процентов).
Прежде, чем поселиться в Венгрии, Рахимкулов был менеджером "Газпрома". Тот же самый "Газпром" в конце мая 2007 г. подписал с OMV договор о сотрудничестве в области торговли газом в Европе (в частности, стал акционером принадлежащих OMV газохранилищ, крупнейших в нашем регионе). На то, что за попыткой приобретения MOL стоят россияне, указывает еще один простой анализ рынка. Европейская комиссия не выразит согласия на слияние OMV с MOL, поскольку это означало бы слишком сильное ограничение конкуренции. Если бы австрийцы приобрели MOL, то им пришлось бы перепродать всю компанию или большую часть ее активов. Тогда на рынке Центральной и Восточной Европы остался бы только гигант OMV, союзник россиян, и 'бедный родственник' PKN Orlen.
Заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев открыто признал в интервью газете 'Oberosterreichischen Nachrichten', что его фирма заинтересована приобретением активов OMV. 'News', еще одна австрийская газета, сообщила, что "Газпром" может стать акционером OMV уже осенью.
Польский фронт
Посланники венгерского правительства колесят по Европе в поисках помощи в защите своего энергетического сектора. Заехали они и в Варшаву, но ничего не получили, потому что после приобретения Мажейкяйского НПЗ у Orlen просто нет денег. Не только на то, чтобы защитить от недружественного поглощения MOL, но и на то чтобы защитить себя самого. - Если инвесторы начнут скупать акции PKN Orlen на бирже, то может появиться реальная угроза потери контроля государства над компанией, - подтверждает глава PKN Orlen Петр Ковнацкий (Piotr Kownacki). Ковнацкий считает, что избежать недружественного поглощения его компании можно путем слияния Orlen с группой Lotos. Капитализация (то есть, рыночная стоимость) PKN Orlen составляет в настоящее время около 24 млрд. злотых [8,9 млрд. долл.], а Lotos - 6 млрд. злотых [2,2 млрд. долл.]. В PKN Orlen государственному казначейству принадлежит 27 процентов, а в группе Lotos - 57 процентов акций. Объединение двух фирм вынудило бы возможного агрессора увеличить расходы на недружественное поглощение практически на миллиард евро. Поддержать планы объединения Orlen и Lotos Ковнацкий просит президента Леха Качиньского.
В 2006 г., еще будучи вице-председателем PKN Orlen, Ковнацкий вместе с бывшим главой концерна Игорем Халупцом (Igor Chalupec) получил поддержку президента Качиньского в приобретении Мажейкяйского НПЗ. PKN Orlen купил его вопреки позиции министерства экономики, указывавшего на угрозу прекращения поставок нефти на завод россиянами, что делало сделку нерентабельной. Оказалось, что министерство было право. Сразу же после того, как Orlen купил Мажейкяй, россияне под предлогом ремонта нефтепровода приостановили поставки нефти.
Золотая акция
Те деньги, которыми располагает OMV, позволяют ему установить контроль как над MOL, так и над Orlen. Кроме того, проблемой могут оказаться и акции, купленные российскими фирмами. Никто не знает, кому принадлежит более 60 процентов акций PKN Orlen. По словам одного из бывших членов правления Orlen, в 2003 г. 'ЛУКОЙЛ' неофициально контролировал около 10 процентов акций польского концерна. На практике российские субъекты наверняка контролируют до 20 процентов акций PKN Orlen.
Польские политики успокаивают тем, что правительство обладает т.н. золотой акцией, позволяющей контролировать самые важные решения, касающиеся польского концерна. Однако эта золотая акция, позволяющая защищать интересы Польши в PKN Orlen (впрочем, это, скорее, негативный контроль, то есть, возможность создать проблемы владельцу) может быть ликвидирована под давлением Европейской комиссии. Она оспаривает ее право на существование, считая ее созданием неподобающих привилегий казначейству.
Для российских фирм 5-6 миллиардов долларов, в которые обойдется поглощение PKN Orlen, это смешные деньги: в 2006 г. прибыль "Газпрома" составила 22,6 млрд. долл. Неужели PNK - Польский нефтяной концерн - вскоре придется переименовать в Привислинский нефтяной концерн?
______________________________
Мягкое вторжение России в Польшу ("Wprost", Польша)
'Российские агенты атакуют все агрессивнее' ("Gazeta Polska", Польша)