Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Замешательство по обе стороны старой линии противостояния

Наиболее здравое решение проблемы заключается в налаживании взаимодействия между Россией и Евросоюзом в правовой области

Замешательство по обе стороны старой линии противостояния picture
Замешательство по обе стороны старой линии противостояния picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Холодная война" закончилась, и правила не ясны. Вместо согласия с тем, что мы на противоположных сторонах, мы хотим быть друзьями и заниматься бизнесом. Но мы по-прежнему не полностью доверяем друг другу. Более того, у нас разные системы, как политические, так и правовые. Те слова, которые мы используем - демократия, нормы права, например, имеют разные значения на противоположных сторонах старой линии противостояния.

Давным-давно, в старые и недобрые времена "холодной войны" дипломатические отношения между Москвой и Западом были относительно предсказуемыми. Правил тогда не писали, но они были известны. В случае возникновения кризиса государство высылает несколько дипломатов и ограничивает действия тех, кто остается. Противоположная сторона принимает ответные меры. Начинается ледниковый период "необщения", а спустя некоторое время возобновляются обычные враждебные отношения.

Сегодня все намного труднее. "Холодная война" закончилась, и правила не ясны. Вместо согласия с тем, что мы на противоположных сторонах, мы хотим быть друзьями и заниматься бизнесом. Но мы по-прежнему не полностью доверяем друг другу. Более того, у нас разные системы, как политические, так и правовые. Те слова, которые мы используем - демократия, нормы права, например, имеют разные значения на противоположных сторонах старой линии противостояния.

Именно поэтому ссора Великобритании и России из-за отказа Москвы выдать бывшего сотрудника российских спецслужб Андрея Лугового, которому Лондон предъявляет обвинение в убийстве, вызывает такое замешательство и неразбериху. Обе стороны при этом проявляют лицемерие и непонимание.

Возьмем для примера главный вопрос - об экстрадиции. В понедельник министр иностранных дел Дэвид Милибэнд (David Miliband) изложил факты в Палате общин. Главный прокурор говорит о наличии достаточных улик, чтобы предъявить Луговому обвинение в убийстве Александра Литвиненко - тоже бывшего российского агента и партнера Лугового по бизнесу. Литвиненко в ноябре прошлого года умер от отравления радиоактивным веществом.

Не было и не будет ни единого шанса добиться выдачи Лугового. Принятая в 1993 году российская конституция запрещает выдачу гражданина России другому государству, независимо от тяжести совершенного преступления. Такие же правила действуют и в других странах, таких как Франция и Германия.

Хотя Соединенное Королевство не исключает возможности экстрадиции британцев, его законы существенно ограничивают шансы на выдачу. За последние несколько лет суды страны отвергли более 20 просьб России об экстрадиции. Среди прочего, они отказали в выдаче олигарха-миллиардера Бориса Березовского и бывшего представителя чеченского правительства Ахмеда Закаева.

Милибэнд был осторожен. Он не сказал, что выдворяет четырех российских дипломатов в ответ на отказ властей России выдать Лугового. Он сказал, что это вызвано "отказом России от сотрудничества в поиске решения". Его слова вполне могут относиться к нежеланию России заниматься расследованием данного дела на своей территории, в том числе, выяснением происхождения радиоактивного полония-210, которым отравили Литвиненко.

Русские со своей стороны заявили, что не получили от британской прокуратуры достаточно веских доказательств, обосновывающих необходимость проведения в Москве судебного процесса над Луговым. С точки зрения международного права это было бы идеальное и вполне достойное решение. Но британцы не доверяют системе российского правосудия, а Милибэнд говорит, что "возникнут возражения юридического характера против попыток согласиться на проведение суда в Москве".

Здесь с обеих сторон присутствует некий элемент театральности, предназначенный для внутреннего потребления. Безусловно, выдворение дипломатов стало центральной темой в британских СМИ. Но перед тем как Милибэнд сделал свое заявление, министерство иностранных дел пережило огромные мучения, вырабатывая ответные меры, поскольку знало, что любой подобный жест вызовет лишь ответную реакцию в духе "холодной войны".

Похоже, что замешательство испытывает и Москва, не знающая, как ей гневно отреагировать, не осложняя при этом выгодные коммерческие отношения между двумя странами. Отсюда и заявления заместителя министра иностранных дел Александра Грушко о том, что действия будут "соответствующими и надлежащими". Похоже, что заранее их никто не готовил.

Наиболее здравое решение проблемы заключается в налаживании взаимодействия между Россией и Евросоюзом в правовой области, чтобы через определенное время вопросы экстрадиции в обоих направлениях решались быстро и открыто. Но это внимания СМИ не привлечет.

___________________________________________________________

Спецслужбы "предотвратили заговор с целью убийства Березовского" ("The Times", Великобритания)

Конфликт с Россией, в котором нам не победить ("The Independent", Великобритания)