На этой неделе четверо российских дипломатов собрали свои чемоданы и покинули Лондон. Они были выдворены, по словам министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда (David Miliband), в ответ на "отказ России от сотрудничества" с Лондоном, стремящегося добиться экстрадиции Андрея Лугового для его участия в судебном процессе по делу отравления в прошлом году его бывшего коллеги по КГБ Александра Литвиненко. "Это отвратительное убийство требует правосудия", - сказал Милибэнд. Однако российские средства массовой информации с усмешкой заявляют, что это будет несимметричным правосудием, имея в виду отказ Великобритании выполнить запросы Москвы об экстрадиции беглого олигарха Бориса Березовского и чеченского посланника Ахмеда Закаева. По словам представителя российского министерства иностранных дел, Москва считает, что "в английском обществе и политических кругах разгораются русофобские настроения".
Русофобские настроения, несомненно, захлестнули все английские драчливые таблоиды, которые никогда не упускают возможности побряцать саблями. "За две мировые войны мы научились не прощать обид, - пишет крупнейшая ежедневная газета Англии "The Sun". - Эта ситуация стала крупнейшим испытанием для европейцев со времен "холодной войны"".
Что же, может быть. Однако выдворение россиян является в основном символическим шагом, который, как все считают, не поможет разрешению кризиса. Россия раздумывает над своим ответом, а Великобритания потихоньку ищет поддержки у партнеров по Европейскому Союзу. Однако у них, как и в самой Англии, нет единого мнения. Европейские страны, все в большей и большей мере зависящие от российских поставок нефти и газа и хорошо осознающие то влияние, которое Москва оказывает на непростые международные переговоры по Косово и Ирану - а также нуждающиеся в помощи России в борьбе с терроризмом - предпочитают избегать открытой конфронтации с Россией.
Президент Владимир Путин, в свою очередь, выглядит готовым к драке. Взаимоотношения Москвы с европейцами и США испортились по широкому кругу вопросов. В прошедшие выходные Россия объявила о выходе из Договора об обычных вооруженных силах в Европе, подписанного в конце "холодной войны" в 1990 году. Заметное ухудшение отношений с Западом напомнило о старых недобрых временах, когда взаимные высылки дипломатов были распространенным явлением.
Однако если посмотреть за пределы схватки, то можно увидеть что российский медведь и английский бульдог все еще имеют много общего. ""Русофобия" - это миф", - говорит заместитель директора лондонской аналитической организации "Центр европейских реформ" (Centre for European Reform) Катинка Барыш (Katinka Barysch). По ее мнению, в Великобритании наблюдается нечто вроде "путинофобии, что-то вроде очень привередливого к нему отношения. Оно направлено больше на российское государство, а не на российский народ. Точно также англичане не любят президента Буша (Bush), но не американский народ".
И хотя у властей могут быть между собой разногласия, бизнес-сообщества России и Великобритании тесно связаны друг с другом. "В прошлом коммунисты из Западной Европы почитали кремлевских руководителей. Теперь капиталисты из Западной Европы считают, что там можно заработать деньги. Поэтому на власти оказывается значительно давление, чтобы они были помягче с Россией, так как она становится новым важным экономическим игроком", - сказал Дэнис Макшейн, бывший в 2002 - 2005 годах министром Великобритании по делам Европы. И это давление осуществляется в обеих странах, говорит Барыш. "Россия получает прямые иностранные инвестиции из Великобритании, в Англии живут 400000 россиян - представители российской элиты. Они отправляют детей учиться в наши школы. Их жены едут сюда за покупками. Англия заинтересована в них, так как они несут с собой большие деньги. У россиян тоже есть заинтересованность, так как они хотят быть здесь, так как российские компании зарегистрированы на Лондонской фондовой бирже".
Наташа Чуваева, издающая первую в Великобритании русскоязычную газету "Russian-London Courier", основанную в 1994 году, считает, что российское сообщество, политически разнородное и зачастую сильно разделенное, сейчас едино в желании избежать эскалации противостояния. "Никто не хочет, чтобы возникали проблемы с визами, чтобы пострадал бизнес, - говорит она. - Конфронтация - не выход из положения". Однако нельзя, добавляет она, и "прибегать к другой крайности. Российская община заинтересована в том, чтобы убийство Литвиненко было раскрыто. Если мы закроем глаза, сколько еще человек будут убиты? Любой может стать следующим".
Когда на кону стоят крупные капиталовложения, некоторые западные дипломаты предпочитают все-таки закрывать глаза, однако бывший министр по делам Европы Макшейн считает, что "России позволили слишком расслабиться".
"Россия стала новым задирой в Европе. Она пытается контролировать внешнюю политику Европы на Балканах. Она запугивает государства, входившие ранее в советскую империю. Она считает, что ее агенты могут приехать в Великобританию и совершить убийство английского гражданина в Лондоне ужасным способом, она стремится разделять и властвовать, пытаясь получить, иногда даже купить, политическую поддержку в главных столицах Европы, - говорит Макшейн. - Это не являет собой цивилизованное поведение законопослушной демократии, и я рад, что Лондон, выступая от лица многих стран Европы, решил сказать "довольно"".
___________________________________________________________
Конфликт с Россией, в котором нам не победить ("The Independent", Великобритания)
Замешательство по обе стороны старой линии противостояния ("The Financial Times", Великобритания)