Расследование смерти бывшего офицера российских спецслужб Александра Литвиненко, умершего в Лондоне от отравления радиоактивным полонием-210, уперлось в стену, когда Москва отказалась выдать Великобритании человека, которого английские следователи считают виновным в его смерти. Потребовав экстрадиции Андрея Лугового, английские власти заняли жесткую позицию и дали четко понять, что убийство г-на Литвиненко не будет тихо забыто. Москва была рассерженна: министр иностранных дел России осудил этот запрос как "политический", а президент Владимир Путин назвал его "глупостью". Российская конституция официально запрещает экстрадицию российских граждан, однако если бы Москва захотела отправить г-на Лугового в Лондон, чтобы он предстал там перед судом, то правовым основанием для этого могла бы послужить подписанная ею Европейская конвенция об экстрадиции 1957 года.
Однако Россия на прошлой неделе официально отказала Великобритании в удовлетворении ее требования об экстрадиции. В понедельник из Лондона были выдворены четыре российских дипломата - что, по словам министра иностранных дел Дэвида Милибэнда (David Miliband), стало лишь началом ответа Великобритании. Все это создает основания для взаимных ответных действий и способствует ухудшению и без того прохладных англо-российских отношений. Гордону Брауну (Gordon Brown), всего три недели назад занявшему пост премьер-министра Великобритании, слишком рано пришлось столкнуться с первыми трудностями. Английские власти имеют дело с очень серьезным уголовным расследованием, и быстрый взгляд на неудовлетворительное отношение России к другим убийствам - от Пола Хлебникова (Paul Klebnikov) до Анны Политковской - ясно дает понять, что когда речь заходит о правосудии, Москва не может сравниться с Лондоном. Великобритания должна продолжать подчеркивать, что данное расследование является уголовным, и должна продолжать добиваться от России сотрудничества.
Расследование дела Литвиненко совпало с общим охлаждением отношений между Россией и Западом, и лишь еще больше их ухудшило. В выходные, например, Россия заявила о намерении прервать свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе, что произойдет примерно через пять месяцев. Причиной, по видимости, является отказ НАТО принять изменения в Договор, пока Россия не выведет свои войска из Грузии и Молдовы. Россия также утверждает, что расширение присутствия НАТО в Восточной Европе нарушает положения данного договора. Американские чиновники отвергают эти обвинения. Трудно не заметить, что все это является еще одним примером действий г-на Путина по дальнейшему уводу России из сферы влияния Запада.
Г-н Путин не привык к такому прямому отпору Запада. Его ответ на высылку российских дипломатов из Лондона определит, будет ли развиваться дальше этот конфликт из-за подозреваемого в убийстве человека, и до какой степени. Хотя российские официальные лица возлагают вину на своих английских коллег, ущерб, нанесенный препонами Москвы, чинимыми ею в деле Литвиненко, затрудняет сотрудничество, которое на самом деле могло бы быть выгодным обеим странам. Россия должна спросить себя, принесет ли ей какую-либо пользу внешняя политика, которая подрывает ее собственные интересы.
___________________________________________________________
Насколько далеко зайдет Россия в споре с Западом? ("The Wall Street Journal", США)
Холод с востока ("The Economist", Великобритания)