Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Гамбит Саркози

Французско-польский альянс как лучшая инвестиция в будущее европейской интеграции

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Николя Саркози хочет отобрать у Ангелы Меркель лидерство в объединенной Европе. Так пишут немецкие СМИ, все чаще сообщая о 'конфронтации' между Парижем и Берлином. Эта версия событий - обычная пропаганда, которая на тот случай, если спор будет усиливаться, заранее возлагает вину на французского президента. На самом деле, в ЕС идет борьба за влияние и власть. Польша не должна проспать новую раздачу

Для того, чтобы уравновесить мощь Германии, французам нужны партнеры. Одним из наиболее очевидных является для них т.н. польский вариант. Для Франции Польша - естественный гарант равновесия сил в ЕС, пишут эксперты по международным вопросам.

Николя Саркози хочет отобрать у Ангелы Меркель лидерство в объединенной Европе. Так пишут немецкие СМИ, все чаще сообщая о 'конфронтации' между Парижем и Берлином. Эта версия событий - обычная пропаганда, которая на тот случай, если спор будет усиливаться, заранее возлагает вину на французского президента. На самом деле, в ЕС идет борьба за влияние и власть. Польша не должна проспать новую раздачу.

В отличие от своего предшественника, Саркози может трезво оценивать европейскую политику. Он занимает пост президента всего несколько месяцев, так что еще не потерял ощущение реальности. Он понимает, что давно прошло то время, когда Париж мог претендовать на реальное лидерство в ЕС. Не принимает он и наследия Жака Ширака - Франции, парализованной грезами о величии и фактически теряющей возможность влиять на ход европейских событий.

Держава на вырост

С чем связана эта французская болезнь? В двух словах - с увеличивающимся разрывом между геополитическим потенциалом Парижа и Берлина. Последние пять десятилетий Германия упорно взбиралась по великодержавной лестнице. На старте она была европейским парией, страной расколотой и полностью контролируемой великими державами. Сегодня она возвращается в мировой экстра-класс и становится глобальной державой.

Французам это не удалось. Несмотря на громкую риторику, их страна не стала глобальным игроком. Отсутствие успехов в мировой политике Париж компенсировал французско-немецкой директорией, совместно управляющей процессом европейской интеграции. Лишь благодаря этому он играл ключевую роль в Европе и был важным партнером для Вашингтона и Москвы. Эта комфортная ситуация закончилась с объединением Германии.

Сложно претендовать на подлинное партнерство при столь большой разнице потенциалов. Когда Вашингтон предложил Берлину 'партнерство в лидерстве', а Москва - 'особое партнерство', Парижем овладел великодержавный склероз. Именно он не позволил Шираку заметить то, что было ясно всем - а, прежде всего, его преемнику. "Grande nation" не стоит мечтать о лидерстве в Европе, а французско-немецкая директория служит не столько совместному управлению, сколько незаметному контролю Берлина над французской политикой. Смирившись несколько лет назад с диспропорцией голосов Франции и Германии в Совете ЕС, Париж признал, что равновесие между двумя государствами нарушено. Фундамент французско-немецкого партнерства начал крошиться.

Срочно ищутся партнеры

Саркози был бы безответственным политиком, если бы прямо сегодня возжелал занять место Германии в Европе. В ближайшие десять лет Франция не обгонит Германию ни в демографическом, ни в экономическом плане. Также сомнительно, что она сумеет обрести более выгодную позицию среди важнейших мировых игроков. Саркози может лишь стараться изменить расклад сил в рамках ЕС.

Европейский Союз как отдельное образование часто не соответствует классическим принципам ведения внешней политики. Несмотря на это, некоторые принципы традиционной дипломатии постоянно оказывают влияние на отношения между государствами-членами. Похоже, Саркози использует один из них в своей игре против Берлина. Речь идет о принципе равновесия сил. Только этим можно объяснить то, с каким упорством он проталкивает идею G6, неформальной директории крупнейших государств ЕС (в том числе, Польши), управляющей процессами в Европейском Союзе. Зачем государству, о котором говорят, что оно принадлежит к эксклюзивной G2 (французско-немецкий дуумвират), делиться властью с другими?

Уже сегодня видно, что постулат создания G6 был не только тактической уловкой. Во-первых, он на практике показал, что франко-немецкий интеграционный мотор перестал работать. Во-вторых, он стал предвестником новой европейской открытости. Раз франко-немецкий тандем распался, и Париж опасается излишнего роста великодержавного потенциала Берлина, единственным выходом является строительство новой системы равновесия.

Но для того, чтобы уравновесить немецкую мощь, французам нужны партнеры. Это возможно в группе шести крупнейших государств-членов ЕС. Одним из наиболее очевидных является для них т.н. польский вариант. Поэтому президент Саркози не согласился изолировать нашу страну во время принятия решения по т.н. реформирующему договору. Для Франции Польша - естественный гарант равновесия сил в ЕС.

Дар небес

Расчеты такого рода - это большой шанс для польской внешней политики, которая несколько лет назад оказалась в патовой ситуации. Ведь для нее закрыты оба направления действия - и восточное и западное, поскольку как Москва, так и Берлин ведут игру на изоляцию Варшавы.

Россия сделала стратегией своей дипломатии замораживание отношений с Польшей, по-прежнему воспринимая ее как свое постимперское 'ближнее зарубежье', в котором она желает восстановить свое мощное влияние. Неясно, как воспринимать политику Берлина, явно направленную на изоляцию Варшавы - как лишь инцидент, удар по правому правительству 'ПиС', или же как выражение несогласия Берлина со все большей независимостью польской внешней политики. Поэтому для польской дипломатии появление французского варианта - это дар небес. Он дает возможность совершить разумный шаг. Сегодня Варшава должна активизировать сотрудничество с Парижем и выступить с рядом инициатив. Общих интересов у нас больше, чем кажется на первый взгляд. И уж точно больше, чем с Берлином. Назовем важнейшие из них: будущее общей аграрной политики, укрепление сотрудничества в области политики европейской безопасности, европейская восточная политика, энергетическая политика (особенно, сотрудничество в области ядерной энергетики), общая политика в регионе Центральной и Южной Европы и т.д.

В сложившейся ситуации французско-польский альянс представляется самой лучшей инвестицией в будущее европейской интеграции. Ведь он позволит преодолеть разделение на старых и новых членов ЕС.

Мариуш Мушиньский - профессор Факультета права и администрации Университета им. кардинала Стефана Вышиньского, преподаватель международного и европейского права.

Кшиштоф Рак (Krzysztof Rak) - историк философии, эксперт по международным отношениям.

____________________________________

Мачеха Европы ("Wprost", Польша)

В споре о будущем Европы обе стороны заблуждаются ("The Financial Times", Великобритания)