Политолог Мари Мандрас (Marie Mendras) анализирует позицию, которую заняла Москва в дипломатическом конфликте с Лондоном. Специалист по России считает, что ужесточение риторики Путина в первую очередь имеет внутриполитическую направленность.
_____________________________
- Почему отношения между Великобританией и Россией стали настолько напряженными?
- Причина очень проста: отравление Александра Литвиненко полонием 1 ноября прошлого года. Британское правительство недвусмысленно обозначило свою позицию - речь идет о гражданине Великобритании (Литвиненко незадолго до смерти получил британский паспорт), и, более того, Лондон подчеркнул этот факт - убийцы подвергли очень серьезной опасности ряд людей. Поэтому нельзя было оставить это преступление без внимания. Ничего бы этого не случилось, если бы олигарх Борис Березовский и чеченский лидер Ахмад Закаев, чьей экстрадиции требуют русские, не жили бы в Лондоне под защитой британского правительства.
- Стала ли позиция Лондона более твердой после того, как Гордон Браун поселился на Даунинг-стрит 10?
- Еще рано что-либо утверждать, но мне кажется, что в течение всего этого времени, начиная с ноября, британцы не сдавали позиций. На самом деле напряженность обострилась после твердого отказа русских экстрадировать Андрея Лугового (основного подозреваемого и бывшего сотрудника КГБ - прим. Liberation). Русские ссылаются на свою конституцию, чтобы не выдавать Лугового, но, с другой стороны, и Россия, и Великобритания подписали Конвенцию об экстрадиции. Великобритания стремится обозначить границы недозволенного. И в то же время новое правительство Брауна не хочет подвергать опасности экономические интересы Британии в России. С российской стороны, прослеживается желание Москвы использовать это уголовное и правовое дело как лишний повод усилить напряженность в и так ухудшающихся отношениях с западными правительствами.
- Как Вы объясните это ужесточение позиции России в отношении Запада?
- Эта тенденция не нова. Президент Путин и его представители в течение уже 2-3 лет не проявляли излишней сдержанности в высказываниях по острым вопросам, касавшихся России и ее отношений с НАТО, Евросоюзом, Великобританией, Германией и Соединенными Штатами. Благодаря своей энергетической мощи Россия вновь обретает уверенность в себе. Она считает, что это позволяет ей выступать на международной арене с позиции силы.
- Недавно Путин зашел слишком далеко, рассуждая накануне саммита 'большой восьмерки' о 'диктате' и 'империализме'. Он заявил о возможном размещении ракет в Калининграде и нацеливании их на Европу.
- Да, здесь мы имеем дело с эскалацией риторики. Правда, непросто провести водораздел между пропагандой на международном уровне, и реальным политическим курсом, которые российские власти хотят проводить в отношении своих политических западных партнеров. Есть ли у Путина и российских властей европейская стратегия в отношении НАТО и ЕС? Или мы опять наблюдаем действия власти, стремящейся навредить и стоящей на позиции отрицания? Из вполне конкретных шагов мы можем сделать вывод, что русские не позволяют Западу делать ряд вещей: развивать свои отношения с Грузией, Украиной и Молдавией; добиться прогресса в решении вопроса о статусе Косово. Они тормозят стабилизацию ситуации в военной области, объявляя мораторий на ДОВСЕ, они не проявляют горячего стремления присоединиться к западным странам в возможных санкциях против иранского режима в связи с его ядерной программой и т.д. И в течение последних месяцев Путин лично берет на себя ответственность за эту политику.
- Чем объясняется это выдвижение на авансцену Путина, ведь он должен покинуть свой пост в 2008 году?
- Сейчас в России начинается политически сложный период: в декабре состоятся парламентские выборы, а в марте - президентские. Наблюдается радикализация внутренней пропаганды, направленной на разжигание националистических, ксенофобских и антизападных настроений, до этого направленность была антикавказской и антигрузинской. Демонизация Запада представляет определенную выгоду. Власти хотят доказать среднестатистическому россиянину, что внешний мир таит в себе множество опасностей, и поэтому страна нуждается в авторитарном и реваншистском режиме. Таким образом, можно задушить всю внутреннюю оппозицию.
- Как Вы считаете, Путин готовит передачу власти, или с помощью конституции он рассчитывает остаться на президентском посту?
- Выборы в России нельзя назвать выборами в истинном значении этого слова, они более не являются ни конкурентными, ни честными. Поэтому нельзя говорить о передачи власти в том же смысле, как произошла передача полномочий Жаком Шираком Николя Саркози. Нужно использовать выражение 'передача власти' с осторожностью, поскольку в настоящий момент в России идет война между кланами, которые стремятся защитить свои интересы. Если Путин захотел бы баллотироваться на третий срок, ему пришлось бы вносить изменения в конституцию. На самом деле сценариев существует множество. Он может по той или иной причине ввести чрезвычайное положение (теракт, ядерная катастрофа и т.д.). Тогда выборы не смогут состояться в намеченные сроки. Этой возможности нельзя исключать. Он может также обеспечить себе политический и правовой иммунитет, став председателем Конституционного суда, или возглавить гигантскую государственную монополию, наподобие 'Газпрома'. На самом деле российский режим становится все более и более закрытым и непрозрачным. Поэтому ответ на этот животрепещущий вопрос - кто же будет преемником - мы получим не раньше зимы следующего года.
Мари Мандрас - специалист по России, политолог, работает в Национальном центре научных исследований (CNRS) и Центре международных исследований(CERI). Мари Мандрас преподает в Sciences-Po, она - автор книги 'Как функционирует Россия? Политик, бюрократ и олигарх'. В разгар российско-британского дипломатического кризиса она дает свое видение причин ужесточения российского внешнеполитического курса.
_______________________________________
Литвиненко - большая проблема Гордона Брауна ("The Times", Великобритания)
Конечно, это сделали русские. У них это вообще лучше получается ("The Times", Великобритания)