Британским властям следует обнародовать улики по делу об отравлении Литвиненко
Не стоит удивляться тому, что Москва отвергла запрос британского правительства об экстрадиции российского бизнесмена Андрея Лугового - бывшего офицера КГБ, обвиняемого в убийстве Александра Литвиненко в Лондоне в ноябре прошлого года. В конце концов, статья 61 российской конституции прямо запрещает выдачу граждан страны иностранным государствам, и еще несколько месяцев назад ее правительство заявило, что не станет передавать британцам ни Лугового, ни любого другого обвиняемого по этому делу. Однако действия Лондона пока не соответствуют серьезности проблемы.
У британского правительства были веские основания, чтобы отвергнуть предложение Москвы о передаче материалов дела российской прокуратуре. Вместо этого в понедельник министр иностранных дел Дэвид Милибэнд (David Miliband) объявил о высылке из страны четырех российских дипломатов и введении визовых ограничений для российских чиновников. Вчера Москва ответила аналогичными мерами - выслала четырех британских дипломатов и объявила о прекращении выдачи виз британским госслужащим, а также отказе от поездок российских дипломатов в Великобританию.
Возможно, причины возврата Британии к тактике 'обмена высылками', характерной для времен 'холодной войны', объясняет одно странное событие: вчера полиция подтвердила, что в июне в Лондоне был арестован некий российский гражданин, подозревавшийся в организации покушения на Бориса Березовского - олигарха ельцинской эпохи, получившего в Англии политическое убежище (Москва требует его выдачи, обвиняя в мошенничестве). Березовский оказывает финансовую поддержку оппонентам российского президента Владимира Путина; помогал он и Литвиненко. После двухдневных допросов задержанного отпустили и передали иммиграционной службе для депортации.
Действия Лондона свидетельствуют о недовольстве британских властей Москвой. Однако высылка дипломатов и приостановка выдачи виз - чересчур умеренная реакция на убийство британского гражданина; кроме того, эти шаги никак не проливают свет на сами обстоятельства преступления. Британское правительство должно обнародовать доказательства, подкрепляющие обвинения в адрес Лугового. Столь же важно, чтобы достоянием гласности стали все имеющиеся данные о том, кто санкционировал и организовал убийство Литвиненко.
Еще до предъявления обвинений Луговому пресса высказывала предположения о наличии серьезных улик против него, и, возможно, других лиц. Литвиненко был отравлен полонием-210 1 ноября прошлого года. Сообщалось, что следователи, восстанавливая его передвижения в тот день, обнаружили следы этого радиоактивного изотопа в баре отеля, где Литвиненко встречался с Луговым и его деловым партнером Дмитрием Ковтуном, в том числе на чайнике и одной из чашек.
Утверждается, что такие же следы были найдены в другом лондонском отеле, где Луговой и Ковтун останавливались двумя неделями ранее, во время их предыдущей поездки в британскую столицу; в ресторане, где Луговой и Литвиненко обедали в ходе этого предыдущего визита; в третьем отеле - там Луговой жил и встречался с Литвиненко, когда побывал в Лондоне, уже без Ковтуна, за неделю до их ноябрьской встречи; на борту двух самолетов British Airways, обслуживающих маршрут Лондон-Москва, на которых Луговой несколько раз летал в октябре; и в ряде других мест, в том числе в Гамбурге - в этом городе Ковтун провел несколько дней перед вылетом в Лондон на встречу 1 ноября.
Существует немало оснований подозревать российскую Федеральную службу безопасности (ФСБ) в причастности к этому делу. Вспомним: Литвиненко - бывший офицер КГБ и ФСБ, получивший политическое убежище в Британии в 2000 г. - резко критиковал свою прежнюю службу и президента Путина. В частности, он публично утверждал, что Путин несет ответственность за убийство в октябре прошлого года Анны Политковской - журналистки и общественного деятеля, выступавшей против Путина и войны в Чечне.
В июле прошлого года российский парламент принял законы, расширяющие определение запрещенной 'экстремистской деятельности' - теперь оно включает публичную клевету на президента и других государственных чиновников. При ФСБ создано управление по борьбе с политическим экстремизмом. Кроме того, новые законодательные акции дают спецслужбам полномочия на противодействие экстремизму за пределами России.
Кроме того, как известно, Литвиненко был отравлен очень редким радиоактивным изотопом, который можно изготовить только на ядерном объекте. Более 95% полония в мире производится на заводе 'Авангард' при российском ядерном центре в городе Саров. Невозможно представить, чтобы кто-то мог раздобыть полоний в том количестве, что использовалось для отравления Литвиненко, по иным каналам, кроме официальных.
При всех подозрениях об участии ФСБ в этом преступлении, твердых доказательств на этот счет пока не приводилось. Меры, принятые британским правительством, чтобы выразить свое недовольство отказом Москвы выдать Лугового, возможно, говорят о том, что у него есть данные о прямой или косвенной причастности российского государства к убийству Литвиненко.
Несомненно, обнародование доказательств по этому делу поставит новое правительство во главе с премьером Гордоном Брауном в трудную ситуацию. От предшественников оно унаследовало деликатные переговоры с Россией о нефтегазовых операциях британских компаний, иранской ядерной программе, независимости Косово и других вопросах. Кроме того, между двумя странами активно развиваются торговые, инвестиционные и иные финансовые связи. Вероятно, именно поэтому Британия ограничивается символическими жестами в адрес Москвы.
Тем не менее, если доказательства причастности Лугового - и главное, российского государства - к убийству Литвиненко существуют, пришло время сделать их достоянием гласности.
Дэвид Р. Кэмерон - политолог, профессор Йельского университета