Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Новые пособия навязывают российским школам взгляды Путина

Некоторые педагоги говорят, что любой материал, получивший одобрение Кремля, скорее всего, вытеснит все прочие учебные пособия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Изданием двух учебно-методических пособий для учителей истории и обществознания старших классов, которые частично написаны политическими консультантами Кремля, российские власти пытаются наполнить учебный процесс духом национализма.

МОСКВА - Изданием двух учебно-методических пособий для учителей истории и обществознания старших классов, которые частично написаны политическими консультантами Кремля, российские власти пытаются наполнить учебный процесс духом национализма.

В пособии по истории приводится хвалебный обзор путинского президентства. "Мы видим, что практически каждое важное свершение связано с именем и деятельностью президента В. В. Путина", - написано в его последней главе. Для пособия по обществознанию характерна воинственная враждебность по отношению к Соединенным Штатам.

Обе книги отражают мысль, которая доминирует в российских политических диспутах: то, что Путин восстановил мощь России и построил так называемую "суверенную демократию", несмотря на американские попытки изолировать страну.

Главный автор книги для учителей "Новейшая история России 1945-2006 гг." Александр Филиппов, заместитель руководителя Национальной лаборатории внешней политики. Это связанная с Кремлем исследовательская организация.

Путин, пришедший на смену болезненному Борису Ельцину в 2000 году, показал, что "когда этот пост заняла здоровая и энергичная личность, стало очевидно, насколько велика президентская власть". Так говорится в этом пособии.

"Суверенная демократия" - это заголовок одной из глав книги для учителей истории. Данный термин создал кремлевский стратег Владислав Сурков, присутствовавший во время презентации двух этих пособий на конференции учителей, прошедшей месяц назад. Сторонники президента используют данное словосочетание, чтобы показать, что централизация власти при Путине является важным элементом строительства стабильного российского государства, свободного от внешнего вмешательства.

Но критики говорят, что термин этот стал своекорыстной завесой для неограниченной исполнительной власти, которая привела к ослаблению парламента, судебной системы и многочисленных средств массовой информации в путинской России. Однако эта точка зрения в пособиях не отражена.

"Термин "суверенная демократия" - политический лозунг, и неэтично избегать указания на то, что существуют и иные политические партии, иные точки зрения, говорящие о том, что все это - часть мифотворчества властей", - сказал Василий Жарков, историк и заместитель директора Института Восточной Европы, присутствовавший на учительской конференции.

Другие события, такие как "оранжевая революция" 2004 года на Украине, в ходе которой сотни тысяч украинцев отвергли официальные результаты президентских выборов, посчитав их сфальсифицированными, называются в этих книгах заговорами, инспирированными американцами.

"Напряженность на Украине нагнеталась искусственно, и был подготовлен "революционный" сценарий", - утверждается в пособии по истории. В нем также говорится, что сторонников пророссийского кандидата Виктора Януковича "лишили победы".

Пособие по обществознанию называется "Социальные исследования: Глобальный мир в 21-м веке". В нем отмечается, что "с начала 1990-х годов США пытаются создать глобальную империю". Главный политический принцип, лежащий в основе любой империи, это "разделяй и властвуй". Следовательно, одно из направлений стратегии США заключается в изоляции России от всех остальных бывших советских республик.

Однако, как отмечается в пособии, Соединенные Штаты близки к "окончательному краху", потому что Америка больше не может интегрироваться в единое целое и объединять нацию "белых", "черных" (на языке политкорректности их называют афроамериканцами), "латинос" (латиноамериканцев) и прочих.

Каждое пособие состоит из нескольких сотен страниц, и они станут руководством к действию при подготовке новых учебников, которые выйдут в сентябре 2008 года.

"Мы вырабатываем национальную идеологию, представляющую взгляды на нас как на нацию, как на россиян, взгляды на нашу собственную самоидентификацию и на мир вокруг нас", - заявил Леонид Поляков, профессор политологии из московской Высшей школы экономики и редактор пособия по обществознанию.

Поляков выступил на встрече Путина с учителями школ и учеными, которая состоялась после конференции преподавателей общественных наук.

"Учителя тогда смогут включить эту национальную идеологию, эту концепцию в свою повседневную практическую работу и использовать ее для формирования гражданской и патриотической позиции", - заявил Поляков.

Российские официальные лица говорят, что данные пособия не будут обязательными для учителей. Они утверждают, что это не является попыткой навязывания единственной версии истории.

"Мы должны видеть темные моменты истории и ее проблемы, - сказал на конференции Сурков, - но я полагаю, что было бы неправильно дойти до полного отрицания успехов и достижений нашей великой страны... Без ответа на вопрос о том, кто мы такие, как нам следует жить и для чего мы живем, невозможна эффективная политическая работа и эффективная экономическая система".

Некоторые педагоги говорят, что любой материал, получивший одобрение Кремля, скорее всего, вытеснит все прочие учебные пособия.

"Самое страшное, и это вызывает у меня глубокое сожаление, заключается в том, что данные книги и новые учебники будут рассматриваться не как рекомендованные учителю на выбор, а как приказ", - говорит научный сотрудник Российской академии образования Галина Клокова, специализирующаяся на преподавании истории.

Автор главы о "суверенной демократии" подтвердил эти слова, когда на своем блоге отвечал на критические замечания учителей о том, что некоторые части данной книги не более чем кремлевская пропаганда.

"Учить детей вы будете по тем книгам, которые вам дадут, и так, как нужно России, - написал Павел Данилин, 30-летний редактор из Фонда эффективной политики - консалтинговой фирмы, работающей на Кремль и возглавляемой его приверженцем Глебом Павловским. - Позволить, чтобы историю России преподавал русофоб, [бранное слово] или попросту аморальный тип, - нельзя. Так что от скверны надо очищаться. А если не получается, то очищать насильно".

Преподавание истории всегда вызывало жаркие споры в постсоветской России, особенно когда вопрос касался правления советского диктатора Иосифа Сталина. Результатом его чисток стала гибель миллионов людей, а также печально известная система трудовых лагерей ГУЛАГ.

Учебник, в котором решительной критике подвергалась сталинская политика, в том числе, подписанный в 1939 году с Германией пакт о ненападении, а также массовые депортации чеченцев и других народностей Кавказа во времена Второй мировой войны, в 2003 году был отозван руководством системы образования.

В нем ученикам также предлагалось обсудить вопрос о том, можно ли считать Путина "авторитарным" руководителем. Именно этим термином зачастую характеризуют его российские и западные критики.

В новой книге для учителя по истории написано, что Сталин был жесток, но он также являлся "самым успешным руководителем в СССР".

"Что касается методов принуждения, использовавшихся в отношении правящей бюрократической элиты, цель здесь заключалась в мобилизации руководства, чтобы повысить его эффективность в процессе индустриализации и восстановления экономики в послевоенный период", - утверждается в пособии. В то же время, в нем приводится мало свидетельств масштаба и ужасов сталинского тоталитаризма. "Эта задача, среди прочего, выполнялась посредством политических репрессий, которые служили для мобилизации не только рядовых граждан, но и правящей элиты".

Для историка Никиты Соколова эти слова о сталинском терроре звучат очень двусмысленно. Он говорит, что "его преступления задвигаются в тень".

"Происходит очень опасная вещь", - отмечает Соколов, являющийся соавтором книги "Выбирая свою историю".

"Они хотят вернуть нас к единообразию мышления. Президент и президентская администрация считают, что нации не хватает уверенности в себе, чтобы открыто смотреть в прошлое и обсуждать его".

Но с ним не согласен учитель средней школы из сибирской Якутии Владислав Голованов, который говорит: "Наша история не должна стать поводом для самобичевания". Эти его слова приводятся в кремлевской стенограмме встречи Путина с учителями и учеными после окончания конференции.

В ней также приводятся слова Путина, который заявил собравшимся: "Нельзя позволить, чтобы нам навязывали чувство вины". "Да, у нас были страшные страницы: давайте вспомним события, начиная с 1937 года, - сказал он, имея в виду сталинские зверства, известные как "Большой террор", - давайте не будем об этом забывать".

Далее президент сказал: "Во всяком случае, мы не применяли ядерного оружия в отношении гражданского населения. Мы не поливали химикатами тысячи километров и не сбрасывали на маленькую страну в семь раз больше бомб, чем за всю Великую Отечественную [войну], как это было во Вьетнаме, допустим. У нас не было других черных страниц, таких как нацизм, например ".

___________________________________________________________

Коммерсант: Кремлевская трактовка новейшей истории России

Передел российской истории? ("The Wall Street Journal", США)