Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сто первое российское "вставание с колен"

Среди поклонников нынешнего кремлевского курса широко распространен тезис о том, что при президенте Путине якобы униженная Западом Россия начала подниматься с колен

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все, Эстония может немного расслабиться. На внешнеполитическом горизонте России нарисовался новый враг N1 - Великобритания. Лондон официально ввел против РФ дипломатические санкции, так что основное внимание Москвы на какое-то время переключится на новый раздражитель. Развиваться события будут одновременно помпезно и истерично, в рамках уже неоднократно разыгранного плохенького спектакля "Империя возвращается", предыдущий акт которого мы наблюдали в связи с эстонскими событиями

Все, Эстония может немного расслабиться. На внешнеполитическом горизонте России нарисовался новый враг N1 - Великобритания. Лондон официально ввел против РФ дипломатические санкции, так что основное внимание Москвы на какое-то время переключится на новый раздражитель. Развиваться события будут одновременно помпезно и истерично, в рамках уже неоднократно разыгранного плохенького спектакля "Империя возвращается", предыдущий акт которого мы наблюдали в связи с эстонскими событиями.

Среди поклонников нынешнего кремлевского курса широко распространен тезис о том, что при президенте Путине якобы униженная Западом Россия начала подниматься с колен. Хотя, к примеру, при всех очевидных трудностях переходного периода девяностых годов именно при Ельцине страна расширила "большую семерку" ведущих держав мира до восьмерки, а вот при его преемнике на Западе все чаще стали раздаваться голоса с требованием удалить из престижного клуба чужеродный восточноевропейский элемент. Да и большинство приводимых примеров "вставания" России на международной арене больше похожи на обычную истерику, чем на некое реальное действие.

Начался "подъем", пожалуй, со скандалов на международных состязаниях, где российская сторона уличала злокозненный Запад в многочисленных притеснениях спортсменов, поскольку им далеко не везде давали золотые медали. А ведь всем (по крайней мере, в ядре Москвы) было известно, что там, где выступают россияне, другим остается надеяться на лишь серебро и бронзу (если нет другого россиянина) или засуживать. Со временем побед в российском спорте стало больше, и истерия заметно ослабла.

После того как Сочи был провозглашен местом проведения зимней Олимпиады 2014 года, можно надеяться, что российские политики и спортивные функционеры окончательно признают, что не так уж ненавидит их западный "черт", как они сами себе намалевали. Да и в недавнем обращении Владимира Путина к чиновникам с убедительной просьбой не разворовывать выделяемые на Олимпиаду миллиарды ни разу не был упомянут пресловутый "добрый дядя в пробковом шлеме".

Конкурс Евровидения - отдельная песня. Каждый год мы наблюдаем большое российское шоу под лозунгом "Порвем их как Тузик грелку!". После того как европейская музыкальная грелка в очередной раз оказывается не той системы, следует стандартный набор из "нас засудили - у них нет вкуса - да кому эта фигня под названием "Евровидение" вообще нужна?!" И так до следующего конкурса.

Но спорт и музыка - лишь дополнения внешней политики, которая с некоторых пор строится на возрождении имперских амбиций. Первым настоящим внешнеполитическим пробным камнем стала Украина. Всем известно, сколько сил и средств российское руководство потратило на то, чтобы дважды поздравить с победой на выборах своего ставленника Виктора Януковича, а называть президентом тоже Виктора, но Ющенко.

Затем последовал бесславный газовый конфликт, который был призван поставить "зарвавшийся" Киев на место. Кончился он тем, что Украина вместо затребованных 230 долларов за тысячу кубов стала платить 95 (преподнесено это было как смешение дорогого российского и дешевого туркменского газа, хотя он все равно российский, поскольку выкуплен у Туркмении для дальнейшей перепродажи). Новая цена была все же в полтора раза выше прежней, поэтому околокремлевские СМИ изобиловали репортажами о трудностях украинских предприятий, обставленными прямо как вести с фронта. Но годик спустя говорить об Украине стало как-то немодно. Видимо, потому, что экономика страны справилась с первыми трудностями, идет массовое переоборудование на новые, более экономичные технологии, а темпы роста валового продукта (7,1%), презрев все мрачные прогнозы, в прошлом году оказались даже чуть выше российских (6,9%).

Потом был даже не подъем, а настоящий "прыжок с колен" на грузинском материале, когда Тбилиси осмелился обвинить в шпионаже ряд российских граждан. Резкое повышение цен на газ стало лишь малой толикой из огромного перечня убийственных антигрузинских мер, в которые вошли закрытие российского рынка для грузинских вин и минеральных вод, прекращение прямого авиационного сообщения между странами, отказ в выдаче виз грузинским гражданам, наконец, многочисленные "наезды" на грузин в самой России. И пусть недоброжелатели в самой РФ и за ее пределами утверждают, что санкции нанесли Грузии минимальный экономический ущерб, но поспособствовали переключению экспорта на другие рынки и свели к минимуму пророссийские настроения среди грузин. Главное, свою "кузькину мать" Москва показала Тбилиси во всей красе. После чего новости об этой стране на основных российских телеканалах как-то сошли на нет.

В этом году объектом упражнений для российских колен стала Эстония. Перенос памятника и захоронения советских солдат с Тынисмяги на Военное кладбище был объявлен кощунством и пересмотром итогов Второй Мировой войны. Не меньше! К моему огромному сожалению, наше правительство, возглавляемое опьяненными своими последними успехами реформистами, вполне нормальное мероприятие умудрилось затеять в самое неподходящее для этого время, незадолго до 9 мая, чем спровоцировало понятный всплеск страстей и массовые беспорядки. В любой другой период вполне возможные волнения не приобрели бы столь драматических масштабов. Но это уже другая история:

В те самые дни, когда в подмосковных Химках, разбрасывая кости (одну из которых до сих пор не могут оприходовать), ковшом экскаватора раскопали свое собственное захоронение героев войны, российская пропагандистская машина обрушила филиппики на руководство Эстонии. Попутно объясняя, что в Химках-то все в порядке: это совсем другой, благообразный и экономически оправданный случай, разве что только заниматься этим одновременно с Эстонией было политически неграмотно.

И вновь дипломатические демарши; поскольку против страны Евросоюза не так-то просто вводить какие-то экономические санкции, раздались призывы не покупать эстонские товары. Чтобы подстраховать "добровольное" снижение частными компаниями транзитных грузопотоков через Эстонию, государственная РЖД как бы в связи с ремонтом ограничила количество пропускаемых поездов в полтора раза.

И вот на днях Великобритания, который месяц тщетно добивающаяся экстрадиции Андрея Лугового, подозреваемого в покушении на жизнь британского подданного Александра Литвиненко, в знак протеста высылает из страны группу российских дипломатов и грозит понизить уровень межгосударственного сотрудничества. Поскольку, ссылаясь на конституцию РФ, запрещающую подобные действия с российскими гражданами, Москва отказывается выдать своего бывшего сотрудника ФСБ. Но в этой теме тоже есть "Химки". В 2002 году Россия преспокойно выдала Туркмении гражданина РФ Мурада Гарабаева, невзирая даже на протесты правозащитных организаций, которые в своих обращениях, помимо прочего, апеллировали и к конституции. Видимо, есть какая-то принципиальная разница между Лондоном и Ашхабадом:

Шоу предстоит увлекательное: Россия давно уже не ладит с Великобританией, да и бодание Кремля с крупной державой весьма выгодно смотрится на внутреннем рынке, где в последние годы очень востребован имперский внешнеполитический продукт. Но как бы дальше ни развивались события, главное для нас сейчас то, что Эстония ушла на второй план.

___________________________________________

Несколько горьких истин о России Владимира Путина ("The Economist", Великобритания)

Встревоженный медведь: попробуем понять Владимира Путина ("The New York Times", США)