Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия играет жестко

Сегодня, даже если на Москву реально надавить, у нее все равно останется масса вариантов для действий

Россия играет жестко picture
Россия играет жестко picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Страны Запада, включая Францию и Великобританию, в 1999 году ставшие основными авторами натовского вторжения, постоянно недооценивали решимость русских. Поставив на голосование Совета Безопасности ООН проект резолюции, они фактически призвали Москву выложить карты на стол. Однако президент России Владимир Путин, не мигая, холодно смотрел на них - и они сломались.

Сегодня, когда переговоры в Совете Безопасности ООН по условной независимости Косово зашли в постыдный тупик, особенную важность приобретает вопрос: насколько далеко готова зайти Россия в защите прав Сербии в этой провинции?

Страны Запада, включая Францию и Великобританию, в 1999 году ставшие основными авторами натовского вторжения, постоянно недооценивали решимость русских. Поставив на голосование Совета Безопасности ООН проект резолюции, они фактически призвали Москву выложить карты на стол. Однако президент России Владимир Путин, не мигая, холодно смотрел на них - и они сломались.

Результаты своего первого просчета в Косово НАТО получила еще в 1999 году, когда российские десантники, совершив мгновенный марш-бросок через всю территорию края, заняли аэропорт Приштины задолго до подхода натовских миротворцев. Тогда командующий силами НАТО генерал Уэсли Кларк (Wesley Clark) приказал пяти сотням британских и французских солдат преградить путь русским. Это могло бы вылиться - и наверняка вылилось бы - в вооруженное столкновение, если бы, по слухам, британский генерал, сэр Майк Джексон (Mike Jackson), не ответил Кларку: 'Я ради вас начинать третью мировую войну не собираюсь'.

Если сегодня оглянуться и бросить взгляд на страницы истории Косово, написанные в последние годы, то становится совершенно очевидно, что Путин, имея за спиной рвущуюся вперед Россию со всем ее нефтяным богатством, просто не мог проводить более мягкую линию, чем его предшественник Борис Ельцин, слабый и дискредитированный. Единственное, что Путин мог сделать - поднять ставки еще выше.

Сегодня, даже если на Москву реально надавить, у нее все равно останется масса вариантов для действий. Во-первых, она может усилить традиционное для себя военно-политическое сотрудничество с новым правительством Сербии, а также поддержку сербского меньшинства в Косово.

Во-вторых, она может окончательно оформить выход из Договора об обычных вооруженных силах в Европе 1990 года, что потенциально повысит напряженность и на Балканах, и вообще в Восточной Европе. Уже сегодня можно говорить об опасной смеси косовского противостояния и ответа России на планы США по системам противоракетной обороны.

Кроме того, обострение разногласий может сыграть на руку националистическим силам в Сербии, требующим любой ценой удержать Косово и на последних парламентских выборах потерявшим лишь малую часть электората, а также усилить евроскептицизм Белграда.

По идее, Сербия рассчитывает уже в октябре подписать с Брюсселем Соглашение о стабилизации и объединении (Stabilisation and Association Agreement). Однако премьер-министр Сербии Воислав Коштуница (Vojislav Kostunica) уже заявил, что на Европейском Союзе для Сербии свет отнюдь не сошелся клином.

- Предложение получается следующее: если вы хотите в Европу, забудьте о Косово, а если хотите Косово - забудьте про Европу, - заявил он на прошлой неделе. - Так нельзя. Это просто недостойно.

При этом президент Сербии Борис Тадич (Boris Tadic) заявил, что Белград не собирается заключать никаких соглашений через шестистороннюю Контактную группу по Косово. По его словам, такие вопросы могут решаться только в Совете Безопасности. Со стороны российского МИДа прозвучало эхо Ирака: 'Попытки обойти ООН будут противоречить всем международным договоренностям по Косово, приведут к дестабилизации Балкан и подстегнут к действиям сепаратистов по всему миру'.

Сербия утверждает, что просто хочет, чтобы с ней начали переговоры безо всяких предварительных условий и предположений. Однако США и их партнеры, мало того, что, очевидно, даже не пытаются успокоить ситуацию после провала их проекта в ООН, теперь стали не только немы, но и глухи. Госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) твердит, что 'Мы решительно настроены дать Косово независимость, и тем или иным путем мы все равно это сделаем'.

Хотя подобные заявления прямо-таки заставляют думать, что правительство Буша действует не то что безответственно, а даже безумно - при полном попустительстве правительств Западной Европы, - Райс только вчера встречалась в Вашингтоне с лидерами Косово, а теперь собирается встречаться с министром иностранных дел Сербии. Завтра в Берлине соберется и Контактная группа, в которую входит и Россия.

Но все это - не более чем попытка компенсировать отсутствие подъемной силы надуванием щек. Главное противостояние, касающееся будущего Косово, началось еще летом 1999 года, и с тех пор никуда не делось. И, судя по последним событиям, в его истории останется еще немало грубых просчетов.

______________________________________________________________

Косово опять нуждается в помощи ("The Washington Post", США)

Насколько далеко зайдет Россия в споре с Западом? ("The Wall Street Journal", США)