Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Индустриальный кошмар Китая

"Капитализм с китайскими особенностями" в течение некоторого времени представлял собой хаотическое 'что хочу, то ворочу'

Индустриальный кошмар Китая picture
Индустриальный кошмар Китая picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Западные СМИ склонны раздувать групповое помешательство на какой-либо одной теме. По иронии судьбы, если говорить о Китае, последнее помешательство касается непосредственно продуктов питания. Приведенный на этой неделе в исполнение смертный приговор бывшему руководителю китайского департамента по безопасности продуктов и лекарств, Чжэню Сяоюю, получившему взяток на сумму почти миллион долларов, показывает, что это помешательство проникло сейчас и в Китай

Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'

Западные СМИ склонны раздувать групповое помешательство на какой-либо одной теме. По иронии судьбы, если говорить о Китае, последнее помешательство касается непосредственно продуктов питания. Приведенный на этой неделе в исполнение смертный приговор бывшему руководителю китайского департамента по безопасности продуктов и лекарств, Чжэню Сяоюю, получившему взяток на сумму почти миллион долларов, показывает, что это помешательство проникло сейчас и в Китай.

Сначала появилось множество историй о продуктах для животных с добавкой меламина (вещества, получаемого из угля), таблетках от кашля и зубной пасте, содержащих диэтиленгликоль (промышленное химическое вещество со сладким вкусом, использующееся в составе антифризов и тормозной жидкости), игрушечных поездах, окрашенных красителями на основе свинца, антибиотиках, зараженных бактериями, взрывающихся аккумуляторах для мобильных телефонов и дефектных автопокрышках.

Итак, внимание сейчас обращено на продукты питания. Мировая пресса заполнена историями о меде, содержащем промышленные подсластители, консервах, зараженных бактериями и содержащих избыточное количество добавок, сакэ с добавлением технического спирта, а также выращенных на фермах рыбе, угрях и креветках, которым скармливают большие дозы антибиотиков, а затем промывают формалином, чтобы снизить содержание бактерий.

В ответ правительство Китая начало принимать меры почти немедленно. Общее управление по качеству, надзору, инспекции и карантину провело опрос и сообщило, что почти одна пятая часть всех продуктов, производимых в Китае для внутреннего употребления, не соответствует стандартам безопасности и качества. В то же время представители контрольного ведомства увеличили количество инспекций, закрыли около 180 предприятий по производству продуктов питания и сейчас публикуют названия компаний-нарушителей на своем веб-сайте.

Более того, дело не ограничилось казнью одного только Чжэня Сяоюя. Чао Вэнчжуань, возглавлявший отдел регистрации лекарств в его ведомстве, был приговорен к смерти за получение взяток на сумму примерно 300 000 долларов от фармацевтических компаний. Оба приговора, без сомнения, выносились с расчетом на то, чтобы, согласно известной китайской пословице, 'убив нескольких кур, напугать обезьян'.

Но почему же это нас удивляет? В конце концов, 'капитализм с китайскими особенностями' в течение некоторого времени представлял собой хаотическое 'что хочу, то ворочу'. Примерно 75% китайских продуктов сейчас производится маленькими, частными, нелицензируемыми предприятиями, регулировать деятельность которых нелегко.

Мало зная о 'тектонических сдвигах' в Китае, иностранцы инвестировали в него деньги, покупали и продавали, на все лады расхваливали его удивительный, пусть и бесшабашный, 'экономический бум'. Страх 'сказать плохо о Китае' помешал его так называемым 'друзьям' открыто обсуждать менее привлекательные стороны этой страны.

Однако сами китайцы вовсе не находятся в неведении по поводу того, что чистота их продуктов, лекарств, воды и воздуха оставляет желать лучшего. Сядао сяоси (слухи) уже давно говорили о том, что происходит что-то неладное. Одна фирма-однодневка молола озерную известь, фасовала ее в гелевые капсулы и продавала как лекарство. Крестьянин рылся в мусорных контейнерах больницы, находил выброшенные хирургические инструменты, мыл их в близлежащем канале, запаковывал в пластик с надписью 'стерилизовано' и продавал той же больнице по сниженной цене.

Не на пользу, конечно, и то, что Коммунистическая партия отрицательно относится к свободе прессы и развитому гражданскому обществу, ведь и то, и другое - жизненно важные каналы информационной обратной связи, обеспечивающие благосостояние любой страны.

Сыграло свою отрицательную роль и то, что развитие китайских контролирующих ведомств далеко отстало от темпов роста экономики. Например, в пекинском офисе Государственного управления Китая по охране окружающей среды менее 300 сотрудников, в то время как в аналогичном американском управлении их более 17 000.

Безумный рывок Китая к фуцян (богатству и силе) почти не оставил ему возможности для развития сдерживающих институтов, необходимых каждому действительно развитому, - не говоря уже о просвещенном, - обществу для достижения равновесия и здоровой обстановки в стране.

Но в нынешнем глобализованном мире, где национальные границы превратились в синапсы для передачи огромного количества неконтролируемых взаимодействий, проблемы каждой отдельно взятой страны становятся проблемами всех. Так что, прежде чем занимать чересчур критическую позицию в отношении проблем Китая с контролем качества, нам, живущим на Западе, следует вспомнить о нашем соучастии в превращении Китая в мировую промышленную зону и глобальную свалку для многих токсичных отраслей промышленности. Как бы мы ни жаловались на потерю рабочих мест в производстве в результате 'аутсорсинга', мы определенно не жалуемся, когда вывозим в Китай огромные количества загрязнителей окружающей среды.

Китай, возможно, и раскается по поводу той бесшабашности, с которой он бросился в индустриализацию, как в омут. Китайцы уже начинают отходить от эйфории по поводу развития, сопровождавшей их с самого начала возрождения после нищеты 'культурной революции'. В мире дефицита всегда кажется, что больше - значит лучше.

Но сейчас, точно так же как несколько десятилетий назад, Запад начал понимать, что 'терпению' окружающей среды есть предел, так и Китай проявляет сейчас первые признаки вступления в постиндустриальный этап. Так что, вместо того чтобы просто захлопнуть дверь перед китайской продукцией, нам, возможно, следует подумать над тем, как помочь китайцам, открыв двери наших контролирующих ведомств для представителей аналогичных ведомств Китая.

Этим мы поможем не только им, но и самим себе. Ведь даже со 'стратегическими конкурентами', такими, как Китай, мы живем теперь в одном 'общежитии' - где и воздух, и вода, и промышленные товары, и даже продукты питания у нас общие.

Орвилл Шелл - директор Центра азиатского сообщества по американо-китайским отношениям имени Артура Росса.

Copyright: Project Syndicate, 2007.

Перевод с английского - Николай Жданович

_____________________________________________

Казнить, нельзя помиловать ("The Washington Post", США)

Будущее планеты зависит от Китая ("The Independent", Великобритания)