Newsweek International July 30, 2007 issue
В европейские политики Анджей Леппер (Andrzej Lepper) никогда не годился. Польский вице-премьер был признан виновным в клевете и оскорблениях. Пресса много пишет о предъявляемых ему обвинениях в попытке изнасилования проститутки (которые он отказывается комментировать) и участии в афере 'секс за должности' (которое он отрицает). Наконец, две недели назад Леппер, лидер популистской партии 'Самооборона', являющейся младшим партнером в правящей коалиции, был вынужден уйти в отставку из-за обвинений во взяточничестве (которые он также отрицает). Это говорит не в пользу правительства, намеревавшегося возглавить моральную революцию.
Так что же в этом нового? Да, последний переполох угрожает свалить правительство, но в последние годы склонность к скандалам стала характерной чертой польской политики. Под властью неотличимых друг от друга близнецов Леха и Ярослава Качиньских - соответственно, президента и премьер-министра страны, основателей партии 'Право и справедливость' - Польша обрела непропорциональный вес в делах Европейского Союза. До двух миллионов молодых поляков отправились на запад в поисках работы в других странах блока, в то время, как лидеры страны настраивают против себя партнеров по ЕС своим высокомерным презрением к дипломатическим тонкостям, воскрешением давних обид и блокированием выверенных компромиссов, необходимых для функционирования ЕС.
Вряд ли таким поведением Польша заработает себе новых друзей в то время, как ЕС пытается справиться с последствиями большого расширения 2004 г. и разработать единую внешнюю политику для того, чтобы отвечать на вызовы все более уверенной в себе России (на прошлой неделе президент страны вызвал волнение в Европе и России, поддержав в ходе визита в Вашингтон план размещения в Польше американской базы ПРО). Если некоторые поляки инстинктивно разделяют предрассудки своих лидеров, то к европейцам это не относится. Как горестно замечает Марчин Заборовский (Marcin Zaborowski) из парижского Института исследований в области безопасности, 'даже у ЕС есть свой Техас, и это Польша'.
Сегодня появляются признаки того, что терпимость поляков в отношении их своевольных лидеров, наконец, начинает иссякать. Исследования общественного мнения показывают, что их партию поддерживает всего 17 процентов населения, на 10 процентов меньше, чем в прошлом году (по результатам одного из опросов нынешний премьер-министр оказался худшим за всю посткоммунистическую эпоху). Если коалиция действительно распадется, и будут назначены досрочные выборы, то Качиньским, возможно, придется побороться за своих естественных сторонников. Их электорат - низкооплачиваемые бюджетники и, вообще, все, кому глобализация и переход к демократии принесли мало пользы. Однако руководство партии увязло в конфликте с польскими врачами и медсестрами, объявившими забастовку с требованиями повышения зарплаты и улучшения условий труда. В то же время, близнецы вступили в столкновение с консервативными католиками, также считавшимися их электоратом. В начале июля один из самых влиятельных клериков страны, о. Тадеуш Рыдзык (Tadeusz Rydzyk) назвал жену президента 'ведьмой', которой стоит подвергнуть себя эвтаназии за то, что она не поддержала ужесточение ограничений на аборты.
Стандартная критика в адрес близнецов включает в себя более серьезные обвинения, которым, казалось бы, не место в современном европейском государстве. Среди них: кумовство, нарушение Конституции и неуклюжие меры по лишению работы тех, кто был связан с коммунистическим режимом.
Так что, неудивительно, что молодые современные поляки чувствуют себя все более неловко из-за заявлений близнецов и странностей их личной жизни (так, 58-летний премьер-министр все еще живет с мамой). Разочарование в политике стало одной из основных причин массовой эмиграции, в результате которой возникла нехватка рабочей силы, угрожающая даже сорвать чемпионат мира по футболу 2012 г. Пострадали даже сами Качиньские: президент с трудом нашел маляра для ремонта своей варшавской квартиры.
Плохо дело и с зарубежными друзьями. По данным 'Евробарометра', поляки остаются одними из самых горячих сторонников ЕС, а приток средств из Брюсселя - одна из причин экономического бума, благодаря которому уровень безработицы, когда-то доходивший до 20 процентов, снизился за год на 4 процента. Но близнецы практически не стараются обрести друзей из числа своих благодетелей. В июне трудные переговоры по новому конституционному договору почти сорвались из-за убежденности Варшавы в том, что ее хотят обделить. Ярослав Качиньский даже прибег к аргументу, связанному с событиями Второй мировой войны, что, говорят, вывело из себя канцлера Германии Ангелу Меркель. Он предположил, что, если бы не война, то сегодня население Польши составляло бы 66, а не 38 миллионов. А в прошлом году правительство отменило официальный визит в Германию после того, как немецкая газета сравнила президента с картофелиной. Неудивительно, что дипломатам приходится краснеть за свою страну - подсчитано, что более, чем у трети польских посольств нет посла.
Больше всего тревожит то, что непримиримость близнецов может разрушить планы создания единого европейского подхода в отношении России. На непростом саммите Россия-ЕС, состоявшемся в начале лета в Самаре, ЕС встал горой за Польшу в ее борьбе с наложенным Москвой эмбарго на импорт польского мяса. Но спор из-за голосов в Совете ЕС показывает, что Польша плохо понимает, что такое благодарность. 'По-видимому, поляки извлекли [из Самары] неверный урок, решив, что, чем жестче они играют, тем больше получат, - говорит Томаш Валашек (Tomas Valasek) из лондонского Центра европейских реформ. - Теперь сложно представить, что другие государства-члены не раздумывая бросятся их защищать'.
Но при всем этом поражение на выборах правящей партии не гарантировано. Недавно проведенные опросы показали, что небольшое большинство избирателей хотело бы видеть партию 'Право и справедливость' участницей будущей коалиции. Правительство балует пенсионеров, составляющих четверть населения страны в 38 миллионов человек, а события за границами Польши способствовали возрождению старых страхов, на которых может сыграть партия. Разве решение Германии о совместном с Россией строительстве трубопровода по дну Балтийского моря не свидетельствует о риске окружения враждебными державами?
Распространенное среди избирателей безразличие усиливает опасения оппозиции. На последних выборах, состоявшихся в 2005 г., явка составила всего 41 процент. Многие из тех, кто мог проголосовать против 'Права и справедливости' - и представители нового поколения политиков, которые могли бы противостоять партии Качиньских - уже покинули страну. Что касается тех, кто остался, то, по-видимому, не стоит рассчитывать на то, что они вернут Польше доброе имя в Европе.
____________________________________
________________________________
Польша: Трах! Бах! Пшик... ("The Economist", Великобритания)
Уникальный польский эксперимент ("The Financial Times", Великобритания)