Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Когда шпионские игры до добра не доводят

Русские считают, что преподали свой урок, и в конечном итоге дело того стоило

Когда шпионские игры до добра не доводят picture
Когда шпионские игры до добра не доводят picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Британские и российские разведслужбы снова вернулись к привычной игре - той самой, что они ведут со времен окончания Первой мировой войны. Любители истории несомненно помнят имена таких 'звезд' MI-6, как Роберт Брюс Локкарт и Сидней Рейли, схлестнувшихся с большевистской ЧК, созданной Феликсом Дзержинским для защиты ленинской революции. Такая же борьба между спецслужбами и правительствами, которым они подчиняются, идет и сегодня...

Британские и российские разведслужбы снова вернулись к привычной игре - той самой, что они ведут со времен окончания Первой мировой войны. Любители истории несомненно помнят имена таких 'звезд' MI-6, как Роберт Брюс Локкарт (Robert Bruce Lockhart) и Сидней Рейли (Sidney Reilly), схлестнувшихся с большевистской ЧК, созданной Феликсом Дзержинским для защиты ленинской революции. Такая же борьба между спецслужбами и правительствами, которым они подчиняются, идет и сегодня. В Лондоне самую легкую мишень представлял собой Александр Литвиненко - и русские 'достали' его с первой же попытки, хотя и провели операцию довольно топорно.

Но не будем торопить события. Начнем сначала: жил-был в Москве весьма способный еврейский мальчик по имени Борис Березовский; потом он вырос и попал в фавор к российскому президенту. . . нет-нет, не нынешнему, а Борису Ельцину. В начале девяностых, не имея буквально ни гроша в кармане, Березовский сколотил состояние, занявшись на первом этапе сомнительными экспортно-импортными операциями с новыми и подержанными автомобилями.

Постепенно активы Березовского росли: он прибрал к рукам телеканал, компьютерные, нефтяные и алюминиевые компании. Вскоре он возомнил себя восходящей звездой и на политическом небосклоне. Это была большая ошибка. Растущее влияние Березовского и других олигархов вызывало глубокое возмущение у по-прежнему влиятельного руководства российских спецслужб и их сотрудников, получавших весьма скромное жалование.

Утверждается, что в ельцинскую эпоху Борис Березовский сколотил состояние в несколько миллиардов долларов. В начале постсоветской эпохи он был 'первым среди равных' в группе олигархов, обогащавшихся за счет тесных связей с окружением тогдашнего президента.

Богатство и политическое могущество этих нуворишей вызывало особое беспокойство у ветеранов из бывшего Второго главного управления КГБ - советской службы безопасности, напоминавшей по функциям американское ФБР. Эти русские 'федералы' видели, как под флагом 'свободы предпринимательства' в условиях нарождающейся демократии процветает криминальный бизнес. Березовский считался наиболее влиятельной фигурой среди этих магнатов-монополистов, не желающих даже платить налоги. Не улучшали его репутацию и связи с политическим руководством и коммерческими структурами Чечни.

Как положено оборотистому бизнесмену, Березовский попытался решить эту проблему проверенным способом - деньгами. Чтобы изменить ситуацию он нанял немало офицеров из бывшего КГБ - в том числе и Александра Литвиненко. Он даже поддержал первую президентскую кампанию Владимира Путина. К несчастью для Березовского, придя к власти, Путин энергично занялся искоренением коррупции.

Поняв, куда ветер дует, Борис Березовский перевел большую часть состояния в Западную Европу. Когда спецслужбы начали наступать ему на пятки, он бежал из страны, и после нескольких промежуточных остановок обосновался в Великобритании. Именно после этого он допустил самую серьезную из своих ошибок.

Раздутое самомнение Бориса - и столь же раздутый кошелек - навели его на мысль возглавить из-за границы движение, призванное свергнуть президента Путина и законно избранную российскую власть. Он без счета тратил деньги на тайные политические операции и энергично старался создать в России предпосылки для переворота. Литвиненко - он тоже едва избежал ареста - присоединился к нему в Лондоне.

В Британии Литвиненко продолжал участвовать в антипутинской кампании Березовского. Он изо всех сил пытался снискать расположение британской разведки, сообщив ей все, что знал о ее российских коллегах. Он получил британское гражданство, полагая, что это защитит его от контрмер со стороны бывших соотечественников.

Путинская администрация безуспешно пыталась добиться экстрадиции Березовского и Литвиненко. По мнению Москвы, эта группа активно старалась подорвать, а затем и свергнуть законное правительство России. Ветераны-чекисты из КГБ всей душой ненавидели Березовского - этого богача, да еще и предателя.

SIS - как теперь называется MI-6 - недвусмысленно дала понять, что не станет помогать России заполучить этих 'блудных сыновей'. В то же время британцы по-прежнему были не прочь нажиться за счет начавшегося в России экономического роста. Непростое положение, не так ли, джентльмены?

Дальше события, судя по всему, разворачивались так: русские отправили надежного ветерана из 9 Управления КГБ (охрана первых лиц государства), а ныне процветающего бизнесмена Андрея Лугового по следу Литвиненко. По какой-то причине технические 'спецы' из разведки предложили использовать для его убийства редкий радиоактивный яд полоний-210: смерть 'мальчика на побегушках' должна была преподать наглядный урок самому 'БАБу' и его приспешникам. Итак, операция проходит успешно, Литвиненко погибает, а британцы выходят из себя. 'Отправьте Лугового в Лондон, чтобы мы могли его допросить', - требует Форин Офис.

'Ну уж нет, - отвечает российская прокуратура. - Наша конституция это запрещает'. Британцы разозлились настолько, что объявляют персонами нон грата четырех разведчиков из российского посольства. Москва отвечает тем же, и к тому же заявляет о прекращении сотрудничества с Лондоном в борьбе с терроризмом. В общем, эскалация начинается.

И вот тут-то стоит вспомнить золотое правило разведки. Оно гласит: проводить 'ликвидации' в стране, которая в целом считается дружественной, не следует, и не потому, что политические убийства неприемлемы в принципе, а потому, что это обычно приводит к такому осложнению ситуации, перед которым бледнеют причины, обусловившие 'устранение объекта'.

Правда русских это, похоже, не волнует. Они считают, что преподали свой урок, и в конечном итоге дело того стоило. К тому же они выглядят 'крутыми парнями' в глазах собственного населения и всего мира. В общем, неприятная вышла история!

Джордж Уиттман - член Комитета по борьбе с реальной опасностью (Committee on the Present Danger), один из основателей и первый председатель Национального института публичной политики (National Institute for Public Policy)

________________________________________

Темное сердце Кремля ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Убийство, переполох и тайна: неужели это начало новой 'холодной войны'? ("The Independent", Великобритания)