В понедельник на совещании министров иностранных дел Европейского Союза еще раз подтверждена поддержка Великобритании в ее конфликте с Россией, которая отказалась выдавать для суда Андрея Лугового, обвиняемого королевской службой по уголовным обвинениям в жестоком убийстве британского гражданина Александра Литвиненко. На прошлой неделе президентствующая в ЕС Португалия сообщила об общей точке зрения ЕС по этому вопросу, в которой содержится 'разочарование в связи с неспособностью России конструктивно сотрудничать с учреждениями власти Соединенного Королевства'.
В последние годы понемногу, но обозначается стремление России быть признанной сверхдержавой не регионального, а мирового масштаба. Нефтедоллары и вертикаль власти делают свое. Ранее Россия была готова на компромиссы, приспосабливалась к международным правилам игры. Теперь она хочет диктовать свои.
К сожалению, 'вытягивание в полный рост' принимает уродливые формы. Несколько лет назад в Катаре офицеры разведывательной службы Генерального штаба российской армии вроде бы бессмысленно убили уже совершенно политически безвредного в то время бывшего президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева. Единственный смысл этого убийства - доказать, что 'предательство' не прощается и что 'добрались'. Думается, что так же было и с Литвиненко. У бывшего чекиста Лугового - против него в этом деле есть серьезные доказательства - не было личных мотивов для убийства Литвиненко, другого бывшего чекиста, которого российские СМИ время от времени, возвращаясь к терминологии 'холодной войны', называли перебежчиком.
Убийцы Яндарбиева были переданы для отбывания назначенного им наказания - пожизненного заключения - на родине. В московском аэропорту их встречал тогдашний министр обороны России Сергей Иванов. Оба получили подтверждение признания от правительства, их дальнейшая судьба неизвестна. Аналогичное 'кино' можно было бы разыграть и с Луговым, если бы не одно 'но'. В лондонском суде ему пришлось бы ответить на вопрос, где он взял радиоактивный полоний, которым был отравлен Литвиненко.
Формами проявления 'возвращенного достоинства' являются и недавние конфликты с Польшей и Эстонией.
Отказ от польского 'политического мяса' стоил замораживания нового договора о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Договор - ерунда, зато полякам отомстили - удельный вес экспорта польского мяса в Россию составлял 16%. Если новый договор не подпишут (это должно произойти не позднее декабря), автоматически будет продлен старый.
После 'бронзовой ночи' в Таллин прибыла делегация Госдумы России, которую возглавлял бывший директор 'модернизированного ЧК'. Она прилетела, чтобы потребовать отставки правительства Эстонии. Как будто Эстония без разрешения России не имела права принять решение о месте нахождения памятника на ее территории.
Россия хорошо знает, что значит 'разделяй и властвуй'. Если нельзя договориться со всеми вместе, можно попробовать договориться с каждым по отдельности. Именно поэтому так важен принцип солидарности ЕС. Только отсутствием опыта нашего президента можно объяснить его публичное заявление, что конфликт России и Великобритании является вопросом двусторонних отношений этих стран. Для Латвии очень важно, чтобы была разработана общая стратегия ЕС в развитии отношений с Россией: если конфликты с Россией будут переходить в категорию двусторонних отношений, мы можем остаться с ней один на один и тогда, если Россия выдвинет абсолютно неприемлемые требования. Позитив в том, что необходимость общей позиции в отношениях с Россией начинают понимать и 'старые' государства ЕС.
Дело Литвиненко может стать поводом хотя бы для частичной ревизии отношений ЕС с Россией. Причину надо искать глубже. Еще по инерции рассуждают о стратегических партнерских интересах Запада и России и об общих интересах. В действительности мы говорим на разных - и в смысле лингвистики, и в смысле системы базовых ценностей - языках.
___________________________________
Когда шпионские игры до добра не доводят ("The American Spectator", США)
Терроризм Владимира Путина или 'холодная война'? ("Veidas", Литва)