Похоже, белорусский президент Александр Лукашенко настойчиво хочет достучаться до европейцев через СМИ. Как сообщалось 10 апреля Совет министров ЕС по тем же обоснованиям одобрил запрет на въезд в страны-члены ЕС для 31 белорусского чиновника, включая Лукашенко. Не иначе, как попыткой прорвать европейскую изоляцию следует рассматривать это обширное интервью влиятельной французской газете Le Monde. До этого белорусский лидер уже давал интервью немецкому изданию Die Welt. Примечательно, что Лукашенко затронул все темы, начиная от внутренней политики, до белорусско-российского союза и отношений с ЕС.
В частности, он заявил французским журналистам, что в Белоруссии диктатура в принципе нереальна. 'Диктатура в Белоруссии невозможна с учетом ее менталитета и истории. Люди, которые так думают, показывают свою глупость. Белорусы не потерпят диктата, история это доказала', - цитирует издание словам Лукашенко. При этом он допустил, что 'возможно, есть элементы жесткости или авторитаризма в Белоруссии, но все это в рамках конституции, принятой на референдуме'. 'Народ поддержал власть, поскольку в 90-м году мы пережили анархическую ситуацию, сравнимую с нынешней на Украине, и никто не хочет такое пережить снова', - отметил белорусский лидер.
Примечательно, что несмотря на ухудшение отношений с Россией, поднявшей цены на энергоносители, Лукашенко продолжает верить в проект российско-белорусского союза. Он считает, что сейчас российская сторона 'не выполняет подписанный ею договор о создании союза'. В то же время, А.Лукашенко подчеркивает, что 'Беларусь никогда не будет составной частью России'. 'Отношения будут строиться на основе равноправия и партнерства. Мы будем защищать наш суверенитет и независимость', - заявил глава белорусского государства. Он же считает, что его миссия на посту главы государства будет выполненной тогда, когда Беларусь достигнет уровня благосостояния, как во Франции.
Касаясь вопроса о том, является ли его сын Виктор предполагаемым приемником после назначения в Совете безопасности, А.Лукашенко сказал, что у его сына нет политических амбиций. Белорусский президент также сообщил французским журналистам о том, что не имеет намерения создавать свою политическую партию, поскольку и так легко побеждает на выборах.
Сам Лукашенко не считает, что он находится в изоляции. 'Само слово 'изоляция' - анахронизм. Сложнее понять, каким образом можно изолировать страну, которая находится в центре Европы, где пересекаются интересы таких 'китов', как Великобритания, Германия или Франция', - подчеркнул белорусский президент.
Лукашенко назвал смехотворными предложенные Европейским союзом 'ограничительные меры', которые предусматривают замораживание 'всех фондов и экономических ресурсов' для белорусских чиновников, которые несут ответственность 'за нарушение международных избирательных стандартов и наступление на гражданское общество и демократическую оппозицию' в контексте президентских выборов 19 марта в Беларуси. 'Нас просят изменить то, что уже давно сделано. Они требуют больше политических свобод в Беларуси, тогда как их не меньше, чем во Франции', - подчеркнул президент Беларуси.
КОММЕНТАРИЙ
Анатолий ЛЯБЕДКА, сопредседатель Объединенных демократических сил Беларуси, глава Национального комитета:
- Лукашенко с удовольствием раздает интервью зарубежным средствам массовой информации. Для него это способ привлечь хоть какое-то внимание. Он делает много заявлений с расчетом, чтобы кто-то об этом написал.
Взять для примеру его заявление о том, что в стране нет диктатуры. Действительно, к счастью, концлагерей у нас нет. Но зато есть политзаключенные. Экс-кандидат в президенты Александр Козулин сидит в тюрьме. Депутат парламента, писатель Андрей Климов - тоже. Молодежные лидеры также сидят в тюрьме.
Конечно, у нас выходят независимые газеты тиражом 5-6 тыс. экземпляров, но они издаются в России. Потому, что в Беларуси их невозможно издать. К тому же эти газеты не распространяются через систему распространения, которая является монополией государства. У нас такой жесткий авторитарный режим. Но, нужно признать, что Лукашенко с сожалением говорит, что у нас нет диктатуры. Беларусь не очень большое государство, чтобы оно как Советский Союз могло ограничиться или оградиться Берлинской стеной от внешнего мира, иметь ядерное оружие, дешевую нефть, по карточкам раздавать продовольствие. У нас всего этого нет, но зато есть жесткий авторитарный режим, который нельзя сравнить с тем, что было в Украине при Кучме, в Грузии при Шеварднадзе. Потому что эти лидеры - голуби по отношению к Лукашенко. Что касается взаимоотношений с Россией, то Лукашенко за последние полтора года перенял все лозунги своих оппонентов. Два года назад за вывеску 'Живи Беларусь' или 'За Беларусь' запросто можно было получить 15 суток тюремного ареста. Сегодня весь Минск увешан билбордами 'За независимую Беларусь', 'За свободную Беларусь'. Сегодня и мы, и Лукашенко говорим, что выступаем за суверенитет. Только мы вкладываем совершенно разный смысл в это слово. Для нас суверенитет это ценность, а для Лукашенко это инструмент сохранения своей власти. И Лукашенко вынужден учитывать общественное мнение и настроение. Согласно последнему из проведенных в июне социологическому опросу лишь 3,8 процента белорусов поддерживают вступление Беларуси в качестве субъекта в состав России. Тем временем 73 процента сказали, что для них суверенитет - это ценность.
Что касается приемника, Лукашенко говорит неправду. И это подтверждают конкретные факты. Белорусское законодательство запрещает людям, находящихся в близких родственных отношениях, занимать определенный уровень должностей. Несколько лет назад Лукашенко сделал своего сына Виктора Лукашенко, которому не было 30 лет и не имеющего никакого опыта, помощником президента по национальной безопасности - такого себе белорусского Киссинджера. Сейчас кабинет сына находится на одном этаже с Александром Лукашенко. А это запрещено по законодательству. Поэтому в реестре декретов и указов просто пропущен указ о назначении сына. В прошлом году Лукашенко ввел его в состав Совета безопасности - высший коллегиальный орган управления страны. Лукашенко сознательно идет на это нарушение. И понятно, что из всех фигур, которые есть в его окружении, Виктор - запасной вариант. Громкие скандалы, которые имели место в Беларуси и кадровые ротации, странным образом связаны с тем, что удары пришлись по людям и структурам, которые прямо или косвенно связаны с тремя наиболее раскрученными людьми с окружения Лукашенко. И стали подниматься новые люди, связанные с Виктором Лукашенко. Сейчас идет создание новой команды, как запасной вариант под 2011 год. Если Лукашенко по каким-то обстоятельствам не сможет или будет очень сильное давление на него со стороны России, то, конечно, приемником будет Виктор Лукашенко. У нас сейчас идет создание партии, которая оформлена как движение 'Белая Русь'. Но оно создается президентской вертикалью чиновниками. Я не исключаю вероятности, что, к примеру, Виктор Лукашенко может стать руководителем нового движения, которое трансформируется в партию. И при этом будут использованы российские технологии. К примеру, открывают мост - приезжает руководитель этого движения Виктор Лукашенко и перерезает ленточку. Открывают родильное отделение - он там же. Опять смотрите - целый ряд позитивных добрых дел и так страну будут потихонечку приучать к другому Лукашенко.
N123, п'ятниця, 27 липня 2007
_____________________________
Подготовка к суровым временам ("The Economist", Великобритания)