Александр Солженицын. Автор книги 'Архипелаг ГУЛаг', человек, сделавший больше, чем кто-либо иной, для того, чтобы явить миру жестокость и бессмысленность системы советских тюремных лагерей, а вместе с ней - и всего советского государства.
Александр Солженицын, бывший узник ГУЛага, много лет живший в изгнании в Вермонте, по доброй воле ставший 'отказником', - когда отказался от наград, предложенных ему Горбачевым и Ельциным. В июне этого года Александр Солженицын принял награду из рук Владимира Путина, президента России, начавшего карьеру в той самой организации, которая несет ответственность за заточение правдоискателя.
Александру Солженицыну восемьдесят восемь лет. Ныне он дает интервью немецкому журналу 'Spiegel', в котором благосклонно отзывается о Путине и о том, что он 'вернул России ее величие'.
Пожалуй, 'величие' - действительно лучшее название для того, о чем говорит Солженицын. Ведь Горбачев и Ельцин, уничтожив Советский Союз, уничтожили вместе с ним и величие России. А Путин былое величие - восстанавливает. И ничего удивительного нет в том, что Западу это не нравится, - кому же может понравиться резкое усиление соседней страны?
Солженицын ворчит на жителей Восточной Европы - дескать, не Россия виновата в их неприятном прошлом, а Советский Союз. Да, Путин служил в КГБ - но в отделении внешней разведки, а в этом ничего зазорного нет. И что бы он ни делал сейчас - это делается во имя России, а не во имя коммунизма. Уследить за мыслью Солженицына нелегко - но теоретически возможно.
Может ли народ заслужить 'величие'? Можно ли оправдать 'величием' насилие и жестокость? Не одни русские задаются этими вопросами. Солженицына огорчает неискоренимая российская коррумпированность и восхищает традиция демократии на местном уровне, которую он наблюдал в Новой Англии, но, по его мнению, находящийся на вершине 'вертикали власти' Путин вынужден играть по другим правилам. Слушая его, невольно вспоминаешь сторонников 'унитарной исполнительной власти' в Америке (направление политической мысли, пропагандирующее усиление власти президента); правда, Солженицын, пожалуй, несколько более красноречив, чем они.
Но вчера шахматист Гарри Каспаров в 'Wall Street Journal' озвучил совсем другую точку зрения. По его словам, чтобы понять российского президента и его деспотическую манеру правления по принципу 'брать все, не давать ничего', - русскую классику читать не нужно. Вместо нее Каспаров рекомендует 'Крестного отца' Марио Пьюзо.
_____________________________________
Уступчивость США перед лицом российских провокаций ("The International Herald Tribune", США)
Рост фашистских тенденций в путинской России внушает тревогу ("New Statesman", Великобритания)