Если поляк едет работать в Москву или Киев - то не для того, чтобы мыть посуду, укладывать плитку или убираться в офисах. Сюда эмигрируют, чтобы возглавлять компании - за хорошую зарплату в долларах, большую квартиру и лимузин с водителем.
Борис Ложкин похож скорее на студента, чем на ведущего украинского медиа-магната. У 36-летнего Ложкина мальчишеское лицо, почти двухметровый рост и безупречный английский. На Украине и в России он издает несколько газет и несколько десятков журналов. На этом он уже заработал 100 млн. долларов. Но это не предел его амбиций.
29 марта в варшавском отеле Victoria Ложкин выступал перед двумястами польскими медиа-менеджерами. Он рассказывал о рынке, и столбики на слайдах росли и росли.
И вдруг он заявил: 'Теперь нам нужны опытные менеджеры и журналисты. На Украине их нет. Поляки подходят идеально, потому что недавно вы строили свой рынок с нуля и понимаете нашу ментальность'.
После выступления Ложкин в кулуарах приставал к гостям форума: 'Вы не знаете кого-нибудь, кто знает русский язык и хотел бы работать на Украине?'
Три с плюсом - достаточно
Да что там Ложкин! 39-летний Михаил Фридман, родившийся во Львове, заработал, по данным Forbes уже более 12 миллиардов долларов. После учебы в Москве он основал 'Альфа-Групп' - сегодня это конгломерат топливных, телекоммуникационных и торговых компаний.
Фридман, тесно связанный с Кремлем, является владельцем крупнейшего в России частного банка. В совете директоров заседает Анджей Подсядло (Andrzej Podsiadlo), бывший глава банка PKO BP. Членом правления является Томаш Казмежовский (Tomasz Kazmierowski), ранее работавший в Interligo.
А в правлении компании X5, строящей сети магазинов, до недавних пор заседал Павел Мусял (Pawel Musial), который в Польше был директором сети супермаркетов Tesco.
- Польских менеджеров ценят очень высоко, потому что у них сходный менталитет, - говорит Павел Мусял. А Ольга Суворова из московской фирмы, набирающей менеджеров, добавляет к их козырям опыт и знание языка.
Крупнейший олигарх Украины - Ринат Ахметов (41 год). Состояние: 4 млрд. долларов. Сталелитейные заводы, шахты, электростанции, банки, мобильные сети, газеты, телевидение. В его фирмах полно иностранцев. Есть датчане, немцы, французы, даже аргентинец. На встречи они ходят с переводчиками. Вальдемару Дзикому (Waldemar Dziki) переводчик не нужен. Ахметов привез его в Киев из Варшавы, где он работал исполнительным директором телекомпании Polsat. Он возглавил телекомпанию ТРК 'Украина'.
Сегодня Дзикий по достоинству оценил 12-летний курс русского языка, пройденный в школе в годы ПНР.
- Я защищаю свою тройку с плюсом, - смеется он. - Но коллеги с Запада интенсивно учат русский язык. Это перспективный рынок.
Однако, как признает бывший директор Polsat, чего у коллег с Запада нет и чему научиться трудно, так это знание славянского менталитета.
Последние рубли потратит на помаду
- Вот вам пример с телевидения, - говорит Дзикий. Западные менеджеры привыкли действовать на основе процедур. Правление принимает решение, передает распоряжения менеджерам среднего звена, те, в свою очередь, рядовым сотрудникам. В общем, все идет своим чередом. А на Востоке все делается импровизированно.
- Не раз я опасался, - признает Дзикий, что телепрограмма просто не имеет права получиться хорошей. Но получается. На то, чтобы изменить такой режим работы, нужно время.
Импровизация имеет и свои достоинства. Западные специалисты теряются, когда процедура подводит. А поляки, так же, как украинцы, наоборот, активизируются. Если что-то ломается, то никто не ждет неделю нового оборудования. Люди сами чинят поломанное.
Знать менталитет выгодно
Рекрутер Ольга Суворова в 90-е годы работала в российском филиале косметического концерна Estée Lauder. Лондонские шефы не могли понять восточных покупательниц.
- Западная женщина купит себе очень дорогую помаду, только убедившись в том, что она может ее себе позволить. Русская потратит последние деньги. У нее другие приоритеты, - подчеркивает Суворова. - В конце концов, Лондон понял это благодаря поляку. Веслав Скробовский (Wieslaw Skrobowski) из варшавского отделения провел огромную работу, чтобы им это объяснить.
В прошлом году российские операторы сотовой связи боролись с министерством за более выгодные тарифы на звонки между сетями. 'Билайн' отправил на переговоры американца. Полное поражение. Чиновники вообще не хотели говорить по-английски - 'мы в России, давайте говорить по-русски'. Американец даже не мог понять, как эти тарифы устанавливаются. Тогда в дело вступил Гжегож Эш (Grzegorz Esz). Будучи членом правления МТС, он припер чиновников к стене и решил вопрос. В министерстве его запомнили надолго. Позже, во время теледебатов они публично сетовали на Эша, называя его 'польским экстремистом'.
- Полякам проще, - подчеркивает Михал Бронятовский (Michal Broniatowski). - Потому что здесь важны не столько принципы права, сколько т.н. 'понятия'.
Бронятовский приехал в Москву в середине 90-х годов. Здесь он строил офис информационного агентства Reuters, был советником издательства Edipresse при поглощении российской фирмы. Последние четыре года развивает агентство 'Интерфакс' за границей.
- За столько лет у меня выработался мощный иммунитет против бюрократии, - говорит он. - А проблемы начинаются с того момента, как ты приезжаешь в Россию, занимаешься получением вида на жительство. Крупная фирма хотела взять на работу поляка, но формальностей было столько, что, в конце концов, варшавский менеджер получил приглашение Олимпийского комитета. Разрешение было получено без проблем.
Сегодня в Москве работает около 15 тысяч поляков.
Привыкаешь или о. . .еваешь
Кошмаром для приезжих оказываются грубые и склочные вахтерши, продавщицы, таксисты. Помню, как западные туристы толпились на трескучем морозе у входа в Архангельский собор Кремля, где похоронены русские цари и московские князья.
Американцы умирали от страха перед бабулей, сидевшей на входе. - Закрывайте двери, закрывайте двери, - кричала она на входивших в храм туристов.
- Ничего не понимают! - возмущалась она. - Неужели у себя дома они тоже не закрывают двери в такую погоду?!
Однако в России можно нарваться на неприятности даже при вежливом обслуживающем персонале.
Петр Собецкий (Piotr Sobiecki), глава отдела маркетинга девелоперской фирмы Unis, несколько лет назад купил новенький Citroën C4. Несмотря на это он продолжает ездить на работу на автобусе. - Работники салона, выписывая документы на машину, перепутали все номера, - вздыхает Собецкий. - А теперь я не могу с ними договориться, чтобы исправили.
Собецкий уже не нервничает, в Москве он живет более десяти лет. Больше его раздражают очереди, которые возвращаются в столицу, несмотря на ее богатство. Директор Unis купил 'Ситроен', потому что это одна из немногих машин, которые можно приобрести на месте. Некоторые немецкие или японские автомобили нужно ждать от 8 до 12 месяцев - настолько велик спрос.
Впрочем, машин в 12-миллионном мегаполисе столько, что из-за пробок дорога на работу занимает несколько часов. Михал Бронятовский просто снял квартиру на Тверской, в самом центре, чтобы на работу ходить пешком. Несмотря на астрономические цены, получается экономия.
Поляки, лучше, чем приезжие с Запада, переносят местный суровый климат. - Зима в России длится восемь месяцев. 'Как здесь говорят, 'Привыкаешь или о...еваешь', - признается молодой банкир из Лондона, который в Москве работал два года. - Это самые трудные годы в моей карьере'.
Не все коту масленица
Самый большой спрос на директоров из Польши - в секторе финансовых услуг, розничной торговли и обслуживания клиентов в самом широком понимании. - Это отрасли, которые у вас развиты гораздо лучше, чем в России, - говорит Ольга Суворова, имеющая собственную фирму Suvorova & Partners. - Хотя у нас поляки работают практически во всех отраслях.
О каких зарплатах идет речь? - Менеджеры высшего звена заработают в Москве больше, чем в Лондоне или Париже, говорит Бронятовский ('Интерфакс').
Ну так сколько? Ни один из моих собеседников не признался.
По данным SalaryExpert.com президенты, вице-президенты, генеральные директоры могут рассчитывать на зарплату порядка 10-40 тысяч долларов в месяц. Менеджеры среднего звена заработают не менее 5-7 тысяч долларов.
Но зарплата и премия за достижения - это еще не все. Стандартом является служебная квартира в квартале для иностранцев, личный врач, страхование жизни для всей семьи, уроки русского языка, частная школа для детей, лимузин с водителем. Обычно фирмы оплачивают и авиабилеты на родину, например, два раза в месяц.
- Тот, кто может сделать блестящую карьеру в Польше или на Западе, нуждается в мощном стимуле для того, чтобы бросить все и отправиться в неведомые края, - объясняет Дзикий.
Однако Ольга Суворова предупреждает: 'На Востоке можно много заработать, но не все коту масленица.
Хозяева российских фирм - люди молодые (большинству из них около 40) и страшно нетерпеливые. - Покорение рынка за пять-восемь лет - это не для них. Они хотят быстрых побед. Ради собственной безопасности менеджеры из Польши должны систематически добиваться хотя бы небольшого прогресса', - советует Суворова.
- Ну и самое важное: договорись о 'золотом парашюте'. Известны случаи, когда хозяина фирмы одолевает усталость, и он нанимает генерального или исполнительного директора, а сам летит на Лазурный берег или Майорку. Но через три-четыре месяца хозяин возвращается отдохнувшим, полным сил и идей. Выписанный из-за рубежа директор резко теряет влияние в фирме. Или вообще вылетает с работы.
Поляки на Востоке
Михал Бронятовский. С 2003 г. вице-президент Interfax International Information Services Group.
Вальдемар Дзикий. С апреля 2007 г. генеральный директор медиа-группы ТРК 'Украина'.
Гжегож Эш. В 2005-2007 гг. вице-президент по маркетингу крупнейшего российского оператора сотовой связи МТС, в настоящее время советник правления.
Томаш Казмежовский. С 2004 г. член правления российского 'Альфа-банка'.
Войцех Круль (Wojciech Król). С 2002 г. генеральный директор фирмы Colgate Palmolive в России.
Павел Мусял (Pawel Musial). В 2005-07 гг. вице-президент российского холдинга Х5, которому принадлежит, в частности, сеть супермаркетов 'Перекресток'. Ранее был генеральным директором сети 'Перекресток'.
Эва Орловска (Ewa Orlowska). В 2004-06 гг. директор медиа-планирования в рекламном агентстве Leo Burnett Russia.
Анджей Подсядло. С 2007 г. член совета директоров российского 'Альфа-банка'.
Петр Собецкий. С 2007 г. глава отдела маркетинга девелоперской фирмы Unis.
Адам Вояцкий (Adam Wojacki). В 2005-07 гг. генеральный директор украинского оператора сотовой связи UMC.
Збигнев Здулечны (Zbigniew Zduleczny). С 2006 г. генеральный директор Media Markt в России.
Источники: собственная информация, компании, American Chamber of Commerce
Мониторинг: читатель ИноСМИ - Melody
_______________________________________
Польша - не проблема России ("Przeglad", Польша)
В плохих отношениях с Польшей виноват Кремль ("Nasz Dziennik", Польша)