Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Президентская стройка

С каждым новым слоем цемента и краски растет слава Рамзана Кадырова

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это не город развалин, это город строительных лесов. Нынешний Грозный представляет удивительный облик города, где все или почти все здания строятся одновременно. Улица за улицей тянутся километры строительных лесов - простые доски, наспех сколоченные вдоль фасадов, которые были разрушены в ходе двух за последние пятнадцать лет войн...

Статья от 26 апреля 2007 г.

В разрушенной за годы войны чеченской столице развернулась широкомасштабная реконструкция, благодаря которой новый пророссийский лидер Рамзан Кадыров, в прошлом боевик, укрепляет свою популярность.

Это не город развалин, это город строительных лесов. Нынешний Грозный представляет удивительный облик города, где все или почти все здания строятся одновременно. Улица за улицей тянутся километры строительных лесов - простые доски, наспех сколоченные вдоль фасадов, которые были разрушены в ходе двух за последние пятнадцать лет войн. Повсюду рабочие бригады из мужчин и женщин, порой одетые в военный камуфляж, кладут кирпичи, ликвидируют бреши, забивают гвозди, штукатурят, чинят, красят. На земле другие бригады восстанавливают дороги, укладывают трубы, протягивают кабели, выкладывают плиткой тротуары, сажают ели и цветы. Позабыв безумства войны, столица Чечни увлеклась реконструкцией. К концу 2007 года Грозный будет восстановлен на 80% - так обещает новый ставленник Москвы, молодой Рамзан Кадыров, только что избранный на пост президента республики.

"Ликвидировав" "террористов" и "бандитов", за которыми он лично охотился во главе подконтрольных ему вооруженных отрядов в горах Чечни, Рамзан Кадыров отдает сегодня весь свой избыток энергии на дело восстановления республики. Финансирование строительных проектов поступает главным образом из так называемых "внебюджетных фондов", средства для которых он собственноручно собирает среди подрядчиков, предпринимателей-возвращенцев, готовых инвестировать в развитие Грозного, и чеченской диаспоры. В 2007 году, если верить данным чеченского правительства, на эти средства будет восстановлено "более 2 тысяч зданий" (из 4900, которые насчитывал Грозный до войны), в то время как федеральный центр выделит деньги лишь на 61 здание. Вновь открыты драматический театр и аэропорт Грозного. Завершается восстановление национального музея и стадиона "Динамо", где в мае 2004 года был убит Ахмад Кадыров, отец Рамзана. В 2008 году обещают открыть новую мечеть, "крупнейшую в Европе", которая уже устремляет в грозненское небо свои минареты.

"Жизнь налаживается!"

"То, что происходит сегодня в Грозном, вы больше нигде не увидите! Кроме Рамзана Кадырова, такого не делал никто и никогда!" - говорит Ильяс, руководитель озеленительной бригады, занятой переделкой площади Маяковского в "парк памяти убитых журналистов". "Мы работаем на восстановление Грозного днем и ночью, двадцать четыре часа в сутки, в три смены, - объясняет мастер. - Так, как работаем мы сегодня, никогда не работал ни один народ. Мы все делаем сами, без помощи из Москвы!" "В этих коллективных бригадах платят не очень много, рублей 350-500 (10-15 евро) за как минимум десятичасовой рабочий день. А часто не платят вовсе", - рассказывает Мадина, у которой, несмотря на то что ей всего 49 лет, уже есть внуки. Среди нескольких десятков мужчин и женщин Мадина стоит в очереди на "биржу труда" - на небольшом "пятачке" напротив строящегося стадиона "Динамо". "Но жить-то надо, - добавляет она. - И приятно видеть, как преобразуется наш город. Раньше в Грозном было так страшно! Сегодня, наконец, видно, что жизнь улучшается".

В свежеокрашенных в сиреневый цвет зданиях четвертого микрорайона Грозного, где в самых разгар войны укрывались сепаратистски настроенные полевые командиры, жильцы не перестают восхищаться "возвратом к цивилизации". "После бомбардировок Грозного в 2000 году мы жили без крыши на головой, без света и без воды, - вспоминает 56-летний Саид-Хасан, бывший заводской сторож. - И вдруг в октябре прошлого года рабочие начали все расчищать. За три месяца они все переделали, вывезли весь строительный мусор, починили крышу, обновили стены, поставили новые пластиковые окна и батареи, восстановили водоснабжение и электричество". Саид-Хасан открывает кран своей ванны. Из него течет пока лишь холодная вода, но для жителей Грозного, которые на протяжении шести лет были вынуждены жить без ванны и туалета, ежедневно таская по этажам ведра с водой, такая струйка из крана - настоящее чудо. "И повторяю вам: рабочие сделали все это бесплатно. За всю свою жизнь, - продолжает этот старик, выросший в советскую эпоху, - я не помню, чтобы кто-нибудь из руководителей хоть что-нибудь сделал для народа. Ни Дудаев (первый президент Чечни, провозгласивший независимость в 1991 году), ни Басаев (полевой командир-сепаратист, ставший на путь терроризма) ничего подобного не делали. Возможно, Рамзан Кадыров не очень умен, но он хоть что-то делает для чеченского народа. Благодаря ему жизнь налаживается!"

Напротив дома Саида-Хасана на месте бывшего пустыря, где со времен активных боевых действий находились беспорядочные захоронения, был оборудован парк аттракционов с колесом обозрения и качелями - оранжевыми, синими и зелеными. "В начале дети даже не знали, что это, потому что они никогда ничего подобного не видели", - с восхищением рассказывает 17-летняя Зарема, которая благодарна "Рамзану" за все эти "радости". "Некоторые говорят, что Рамзан - бывший преступник, - шепчет эта дочь бывших боевиков. - Но я в это не верю. Я вижу, что он делает много хорошего для народа. Мне кажется, он хороший". Действительно, в ее школе бесплатно раздавались куртки и кепки с изображением Рамзана.

"Рамзан, мы гордимся тобой!"

С каждым новым слоем цемента и краски растет слава Рамзана Кадырова. Как в старые времена советской пропаганды, на восстановительных стройках Чечни танцуют и поют. Буквально на строительных лесах проводятся концерты со всеми звездами местной попсы, которые между песнями непременно вставляют: "Спасибо, Рамзан!". По всей республике огромные портреты гласят: "Рамзан, мы гордимся тобой!", "Мы с тобой!". Каждый вечер по телевизору показывают, как Рамзан Кадыров обходит строительные объекты или отчитывает министров. "В каждом селе Чечни, даже самом отдаленном, нужно построить школу, больницу, парк!" - восклицал он перед собравшимися недавно главами районных администраций республики. "Ищите спонсоров!"..."Покажите свою власть!"... "Я - хозяин Чечни, а ваша обязанность - представлять эту власть на местах!"

У Кадырова еще совсем детское лицо с окладистой бородой, лицо ребенка, смакующего собственную власть. Но власть эта вполне конкретно опирается на боевую мощь автоматов Калашникова и тысячи преданных ему бойцов, о чем он регулярно напоминает: "Тот, кто готов работать, пусть работает, - заявил он главам районных администраций. - Тот, кто не хочет работать, пусть подает в отставку. Через месяц вернусь, и если не будете работать - салям алейкум!" (арабское приветствие, которое в местном контексте может пониматься как угроза физической расправы). На экранах телевизора президент то скачет на собственном чистокровном коне, то обходит строй собственных войск. "Аллах акбар!" - кричит он войскам. "Аллах акбар!" - отвечают ему войска.

К новой ситуации, похоже, не может привыкнуть и Шамиль Тангиев, глава местного представительства "Мемориала" - основной российской правозащитной организации, которая занимается учетом преступлений, совершенных Кадыровым и его войсками. "Да, сегодня Рамзан Кадыров действительно популярен. Люди забывают о его преступлениях, даже правозащитники, - признает он, смеясь. - Когда их дома начинают ремонтировать, они, наконец, улыбаются, приходя утром на работу". И действительно, в это утро между двумя встречами с жертвами бесчинств, которые не перестают приходить в небольшой грозненский офис "Мемориала", героиню правозащитного движения Чечни Наталью Эстемирову тоже не застать. "Мне нужно пойти на рынок купить кран. Завтра в моем доме должны дать воду", - объявляет правозащитница, признаваясь, что для нее подача воды - первая за долгое время хорошая новость. В последние годы количество похищений и убийств значительно сократилось: за первый квартал 2007 года "Мемориал" зарегистрировал шестнадцать похищений людей (среди которых десять человек могли быть освобождены или "выкуплены", так как такая практика все еще сохраняется в Чечне). В 2006 году организация насчитала 187 похищений людей (из них 94 человека было освобождено или выкуплено) и 325 в 2005 году (157 освобождено или выкуплено). И наконец, - знамение нового времени - сегодня "Мемориал" обеспокоен злоупотреблениями на строительных объектах, где уже зарегистрировано несколько смертных случаев.

"Выгодный для Кадырова бизнес"

В Шатое, небольшом горном селении на юге Чечни, которое долгое время считалось вотчиной сепаратистов, полностью восстановленная в 2006 году больница уже рассыпается на глазах. Трескается бетон, наспех залитый в самый разгар зимы, отваливается краска, а на стенах появляется грибок. В этом году руководству больницы пришлось влезть в долги, чтобы заново отстроить родильное отделение. Но это не мешает главврачу Ильясу Даудовичу петь дифирамбы хозяину Чечни: "До 2006 году здание больницы занимали российские войска. Никто, даже Международный Красный Крест, не мог их выселить", - вспоминает он. "В марте 2006 года в Шатой приехал Рамзан Кадыров и дал российским войскам три дня на выезд из больницы. Спустя три дня можно было начинать восстановительные работы. Через два с половиной месяца больница была полностью отстроена заново. И если сегодня она у нас есть, пусть с трещинами, так это благодаря ему!" - с благодарностью рассказывает медик. В этом году ему пообещали строительство новой клиники.

"Реконструкция - чрезвычайно выгодный бизнес для Кадырова", - рассказывает один крупный чиновник, вернувшийся в Чечню из Москвы по просьбе родственников и с испугом наблюдающий происходящее вокруг. "На каждый рубль, который Кадыров вкладывает в восстановительные работы из поступлений от инвесторов, чеченской диаспоры или российских федеральных властей, он кладет в свой карман четыре. За один квадратный метр штукатурных работ, который обходится государству в 150 рублей, рабочим платят 60 рублей, и все остальное в том же духе. Восстановление Чечни функционирует сегодня по принципу акционерного общества закрытого типа, в котором Рамзан Кадыров и Владимир Путин делят прибыль пятьдесят на пятьдесят", - объясняет чиновник. Однако тут же сам признается: "Пока Кадыров - это то, что подходит Чечне лучше всего. Чтобы держать чеченский народ в узде, нужен сильный человек. Благодаря ему, жизнь возрождается".

___________________________________

В Чечне царит порядок по-кадыровски ("Le Soir", Бельгия)

Станет ли Грозный прекрасным? ("The Independent", Великобритания)