Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Знает ли Браун, чего он хочет?

Сегодня рейтинг высокий, а завтра. . .

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Настоящий Гордон Браун, где вы? Отзовитесь, пожалуйста! Наверно, я не единственный человек в стране, кого действия нашего нового премьера порой ставят в тупик. Например, как он относится к Америке - хорошо или плохо? Мы знаем, что он проводит отпуска на ее Восточном побережье

Настоящий Гордон Браун, где вы? Отзовитесь, пожалуйста! Наверно, я не единственный человек в стране, кого действия нашего нового премьера порой ставят в тупик. Например, как он относится к Америке - хорошо или плохо? Мы знаем, что он проводит отпуска на ее Восточном побережье (в этом году, правда, он туда не поехал, но обычно именно так и поступает), что ему нравятся Алан Гринспен (Alan Greenspan), свободный рынок и 'предпринимательский дух', и что на прошлой неделе он, не привлекая лишнего внимания, внезапно, перед отъездом на отдых, объявил, что США смогут разместить элементы своей новой системы ПРО в Менвит-Хилл, среди вересковых пустошей Йоркшира.

Даже Тони Блэр не осмелился принять решение по Менвит-Хилл, а вот г-н Браун его принял - неожиданно, без консультаций, без обсуждения в парламенте, и исчез из столицы прямо накануне летних парламентских каникул, в надежде, что к осени все об этом просто забудут. И это при том, что спешить не было никакой необходимости: американская программа по развертыванию объектов ПРО в Европе еще находится в подготовительной стадии, а на следующий день после заявления британского правительства Конгресс урезал ассигнования, необходимые Джорджу У. Бушу для размещения в Польше главного компонента системы - ракет-перехватчиков. Иными словами, премьер-министр заранее связал себя обязательствами по 'любимому' проекту американского президента, несмотря на его неопределенное будущее и весьма сомнительную обоснованность с политической и стратегической точки зрения. Зачем он это сделал? Неужели в качестве 'пряника' накануне первой встречи с Бушем?

Похоже на то, но после этого наш премьер целый день из кожи вон лез, чтобы не создавать впечатления, будто он пытается подружиться с г-ном Бушем. Президент с необычайной щедростью осыпал г-на Брауна похвалами, а премьер-министр в этом отношении проявлял столь же необычайную скупость. Он зачитал заявление, более уместное в Палате общин, на пресс-конференции на Даунинг-стрит 10, или нудноватом заседании в каком-нибудь аналитическом центре; оно было составлено так, словно присутствие американского президента вообще не предусматривалось. Его нежелание вернуть г-ну Бушу хоть один комплимент выглядело просто невежливостью, хотя на родине (за исключением Йоркшира) оно принесло Брауну именно те газетные заголовки, что он хотел - насчет умения дистанцироваться и тому подобное. В общем, я повторяю свой призыв: подлинный г-н Браун, встаньте, покажитесь публике!

Если, конечно, он знает, какая из его ипостасей - подлинная. И этот вопрос весьма актуален для лейбористов - раз они намерены пойти на досрочные выборы этой осенью. Если планы г-на Брауна в отношениях с США выглядят расплывчатыми, то относительно его внутриполитических целей вообще ничего не известно. Мы знаем только: он - за помощь детям из бедных семей, за стабильную экономику и центры по уходу за детьми. И это все?

Во время его пресс-конференции в Америке произошел один весьма красноречивый эпизод: г-н Браун попытался оценить 'новые вызовы', с которыми мы сталкиваемся в 2007 г. Они отличаются, заметил он, от задач, стоявших перед страной в 1997 г. Тогда речь шла об экономической стабильности, занятости, качества услуг, предоставляемых государством. Сегодня - о борьбе с международным терроризмом, климатических изменениях, Дарфуре и Ближнем Востоке. 'Задачи изменились. Мы будем решать их благодаря тому, что правительство привержено принципу равных возможностей и защиты для всех, но сами задачи - конечно новые. . .'. На мой взгляд, здесь просматривается все то же прежнее блюдо, - 'возможности и соцзащита для всех' - щедро приправленное пустопорожней риторикой. А как же 'вечные' внутриполитические проблемы, не дающие покоя любому правительству - образование, преступность, медицина? В свое время образование Браун называл своей 'страстью', а здравоохранение - 'приоритетом'. Именно в них - ключ к победе на выборах. Достаточно посмотреть на данные опроса аналитической фирмы Ipsos-MORI о наиболее важных проблемах, стоящих сегодня перед Британией. В принципе подобный вопрос у социологов сегодня не в моде, но MORI продолжает задавать его респондентам, и вот какой она получила результат: наиболее важными британцы считают расовые вопросы и иммиграционную политику, затем идут образование, государственная система здравоохранения, а замыкают четверку проблемы обороны, борьбы с террором и внешней политики. За 10 лет иммиграция и террор сменили в этом списке членство в ЕС и безработицу, однако школы, больницы и преступность постоянно остаются в первой четверке. Но список 'новых задач' г-на Брауна сплошь состоит из самоубийственных внешнеполитических авантюр. С такой платформой можно проиграть выборы, даже находясь в самой выгодной стартовой позиции.

Что собирается делать г-н Браун по внутриполитическим вопросам, больше всего волнующим электорат? Пока он не даст ответа на этот вопрос, ни о каких выборах осенью не может быть и речи. Что, к примеру, будет сказано в 'манифесте Брауна' о программе закрытия больниц - ее следует упразднить или довести до конца? И если выбран будет второй вариант, то где они - эти новые великолепные центры амбулаторной и скорой помощи, в которые перейдут их пациенты? И как быть с медицинской помощью в 'неурочные' часы - намерен Браун привлечь к этому частнопрактикующих семейных врачей, предложив им более выгодные условия контракта с государственной службой здравоохранения, или открыть дополнительные поликлиники, где этим будут заниматься низкооплачиваемые медсестры или врачи-иностранцы? Если же говорить об образовании, то каков будет следующий шаг после создания 400 академий - независимых государственных школ нового типа? И сохранят ли академии реальную независимость, если местные органы образования теперь не только санкционируют их учреждение, но и утверждают до половины членов попечительских советов? Значит ли это, что Браун больше не верит в традиционные общеобразовательные школы? Следует ли пересмотреть систему частичной оплаты высшего образования, чтобы подростки из бедных семей получали более солидные субсидии от государства на эти цели? Нужно ли расширять программу 'Частная финансовая инициатива' ? Что он думает о системе ваучеров в образовании и здравоохранении, позволяющей родителям выбирать школу, где будут учиться их дети, а пациентам - лечебное учреждение? Я могла довольно точно сказать, какие ответы дал бы на все эти вопросы Блэр, но о мнении Брауна на этот счет не имею ни малейшего представления.

Сегодня позиции Дэвида Кэмерона (David Cameron) выглядят довольно шаткими, но ситуация может и измениться. Избиратели юга страны, чьи голоса необходимы лейбористам для победы на выборах, не поддерживают однозначно лидера Тори, но по-прежнему инстинктивно отдают предпочтение ему. Или, точнее, они отдали бы ему предпочтение, если бы он разработал более внятную политическую программу. Однако г-н Браун для них - совершенный 'чужак'.

Поэтому, если г-н Кэмерон выступит с парой четких политических заявлений и сформирует сильный 'теневой кабинет' (для начала ему следует поменять кандидата в министры финансов), примерно через год может оказаться, что результаты сегодняшних опросов были апогеем популярности лейбористов, но канули в Лету. Сейчас СМИ настроены в пользу премьер-министра и против лидера тори. Мелкие разногласия, с которыми сталкивается г-н Кэмерон в собственной партии, раздуваются до масштаба серьезных проблем, а непоследовательность позиции г-на Брауна пресса обходит молчанием. Но подобная ситуация продлится в лучшем случае несколько месяцев. Именно поэтому, если до конца лета ничего не изменится, г-ну Брауну необходимо объявить осенью досрочные выборы. Если у него, конечно, есть программный манифест. Если он вообще знает, чего хочет. Если. . . В общем, сплошные 'если'.

* * *

* 'Частная финансовая инициатива' (Private Finance Initiative) - действующая в Британии программа, в рамках которой частные инвесторы заключают с государством договоры на строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры, в том числе школ и больниц, в обмен на компенсацию их расходов. Результаты программы вызывают неоднозначные отклики. (Вернуться к тексту статьи)

__________________________________

Своим презрением к демократии Браун втянул Британию в новую 'холодную войну' ("The Guardian", Великобритания)

Забудьте о Джордже Буше и Америке ("The Independent", Великобритания)