На закопченной стене Ивановского машиностроительного завода, приходящего в упадок советского промышленного монстра, висит одинокий плакат по мерам безопасности. Рабочих инструктируют, как вести себя в случае ядерного удара НАТО: надеть противогаз, направиться к ближайшему убежищу и отправить вестников на лошадях в окрестные села, чтобы оповестить их об угрозе.
Это, по-видимому, пришлось по душе вице-премьеру России Сергею Иванову. Иванов, как и президент Владимир Путин, - бывший агент КГБ, и он не любит НАТО. По его мнению, альянс обманул Москву, и, замыслив окружить Россию, направил в Восточную Европу войска под предлогом окончания 'холодной войны'.
Его частые антизападные выпады вместе с угрозой разместить ядерные ракеты в Калининградской области на границе Европейского Союза вызывают в мире растущую тревогу. Один западный дипломат назвал его 'мистером Злодеем'.
Запад тревожит то, что мистер Злодей все чаще ведет себя как еще более воинственный преемник воинственного президента Путина, готовящийся занять его место в том случае, если в марте следующего года Путин покинет свой пост. Благодаря контролю над телеэфиром и своей огромной популярности Путин может быть уверен, что человек, которого он назовет своим преемником, победит на выборах.
Пока президент, который по конституции не может выдвигать свою кандидатуру на третий срок, не заявлял о своем выборе публично.
Но среди возможных кандидатов, которые большей частью являются знакомыми Путина по годам работы в мэрии Санкт-Петербурга, Иванов сегодня считается фаворитом. Идет ли он на концерт, открывает новый спортивный центр или посещает завод, государственное телевидение щедро освещает это событие, тем самым, повышая рейтинг Иванова. Учитывая то, что редакторы выпусков новостей подбирают материалы по указке Кремля, комментаторы считают, что публичность - явное свидетельство того, что Иванова готовят в преемники.
Иванов отрицает наличие у себя президентских амбиций. Предвыборной агитацией можно назвать разве что визит в Иваново, мрачный город в 350 км от Москвы, и подобные ему поездки. Как и Путин, однажды сравнивший избирательные кампании с продажей тампонов, Иванов избегает шумихи, сопровождающей выборы на Западе.
Они познакомились в 1977 г. в центре подготовки офицеров КГБ. Пока Путин работал в Дрездене, Иванов служил за 'железным занавесом' - в Кении, Финляндии и, по слухам, Лондоне, откуда, как говорят, он был выдворен в 1985 г. Возглавив в 1998 г. ФСБ, преемницу КГБ, Путин назначил Иванова своим заместителем.
Поклонник творчества Джона ле Карре, свободно говорящий по-английски Иванов не менее загадочен, чем человек, чей пост он, возможно, займет. Но, похоже, Путин верит в его лояльность. Это качество важно в том случае, если, как считают многие, президент намерен сохранить влияние после ухода в отставку. По мнению аналитиков, ужесточение антизападной позиции Путина также повышает шансы Иванова.
За последние несколько месяцев Путин уподобил США третьему рейху, обвинил Британию в неоколониализме и пригрозил нацелить на Европу ядерные ракеты. Если курсом Кремля останется антагонизм, то с этой работой, возможно, никто не справится лучше мистера Злодея.
Telegraph, London
___________________________________
Вакуум власти после Путина ("The Washington Post", США)
Что стоит за словами Путина о преемнике? ("The Washington Post", США)
Претендент на трон Путина - Сергей, который любит 'Битлз' ("The Times", Великобритания)