Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украине нужно устранить экономические барьеры в отношении Запада

Украине нужно устранить экономические барьеры в отношении Запада picture
Украине нужно устранить экономические барьеры в отношении Запада picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украина - слишком важная страна, чтобы Евросоюз и США могли оставлять без внимания ее энергетическую и налоговую политику. Если правительство Януковича всерьез намерено укреплять экономические и политические связи с Западом, ей следует пересмотреть свой нынешний курс и отказаться от непрозрачных методов, препятствующих западным инвестициям в энергетический сектор страны

Украина - слишком важная страна, чтобы Евросоюз и США могли оставлять без внимания ее энергетическую и налоговую политику. Если правительство Януковича всерьез намерено укреплять экономические и политические связи с Западом, ей следует пересмотреть свой нынешний курс и отказаться от непрозрачных методов, препятствующих западным инвестициям в энергетический сектор страны.

Украине нужно создать транспарентный инвестиционный режим, который бы привлекал, а не отпугивал, нероссийские иностранные компании, во всех секторах, включая разведку, разработку и эксплуатацию нефтегазовых месторождений. Только равные условия для всех инвесторов в энергетическом секторе и разумная налоговая политика, привлекающая западные компании, позволит Украине интегрироваться с Западом. Построение устойчивой демократии на Украине и ее экономическое процветание необходимы для обеспечения стабильности в Центральной Европе, а потому соответствуют жизненно важными интересам ЕС и США в сфере безопасности.

Ситуация на Украине - типичное проявление дилеммы, с которой сталкиваются все центральноевропейские государства. В нынешнюю эпоху высоких нефтяных цен они пытаются обеспечить собственную энергетическую безопасность, но при этом вынуждены иметь дело с Россией, стремящейся к гегемонии в соседних регионах за счет манипуляций энергетическими поставками. В Центральной Европе неоколониалистские цели Кремля достигаются за счет взаимодействия с частными фирмами-соучастниками и готовыми к сотрудничеству политиками стран-импортеров.

Украина щедро наделена природными богатствами, однако ее сырьевые ресурсы контролируются группами, враждебно относящимися к западным инвесторам, что серьезно затрудняет привлечение иностранного капитала к разработке новых месторождений. Хотя страна 'откололась' от СССР еще в 1991 г., она до сих поддерживает инвестиционный климат, более благоприятный для российского бизнеса, чем для транспарентных западных компаний. Три четверти нефтеперерабатывающих мощностей Украины принадлежат российским государственным компаниям - таким, как 'Газпром'. Его филиалы, например, 'Еуралтрансгаз', оказывают финансовую помощь пророссийски настроенным политикам. Другое детище 'Газпрома', 'РосУкрЭнерго', приобретает новые активы и усиливает контроль над внутриукраинским газовым рынком; в то же время на западные компании оказывается давление, чтобы заставить их свернуть свою деятельность в стране.

Западным энергетическим фирмам крайне трудно завоевать плацдарм на украинском рынке. Так, несколько крупных европейских корпораций не смогли преодолеть препоны, с которыми сталкиваются там любые бизнесмены, кроме российских или украинских олигархических групп. При этом технологии и финансовые условия, которые могут предложить западные компании, обернулись бы для Украины немалыми преимуществами. Ей, несомненно, было бы выгодно заместить часть дорогостоящего импорта за счет увеличения собственной добычи. Кроме того, ослабление зависимости от России, использующей свои обильные энергоресурсы в целях политического влияния, было бы целесообразно с точки зрения ее национальной безопасности.

В январе этого года украинский кабинет министров усугубил и без того неблагоприятную ситуацию. Он принял постановление, обязывающее любую энергокомпанию, участвующую в соглашении о совместной деятельности - а это практически во всех случаях касается западных фирм - реализовывать украинский газ по фиксированным ценам. Поскольку они составляют лишь 30% от рыночной цены, это решение препятствует росту добычи и инвестиций.

Хотя официально этот акт призван снизить нагрузку на госбюджет, фактически его результатом становится 'выдавливание' с Украины иностранных инвесторов. Он выгоден лишь местным олигархическим группам, не участвующим в соглашениях о совместной деятельности, или способным избежать новых тарифов за счет непрозрачных сделок с госструктурами. Дает он преимущества и 'РосУкрЭнерго', ослабляя его западных конкурентов на внутреннем рынке.

В Европе и США хорошо помнят, как в 2006 г. Москва перекрыла трубопровод, по которому на Украину поставляется российский и туркменский газ. Это отразилась и на газоснабжении нескольких стран ЕС, вызвав в Европе озабоченность относительно последствий чрезмерной опоры на российские энергоносители. Прекращение поставок было вызвано спором между Киевом и Москвой относительно действия соглашения об импортных ценах и транзитных тарифах на газ, заключенного ими в 2004 г. Через четыре дня Украина заключила с Россией непрозрачную сделку об объемах поставок и ценах сроком на один год.

В связи с большим геостратегическим значением Украины Западу следует уделять больше внимания необходимости повысить транспарентность ее экономики, особенно в важнейшем секторе - энергетическом. Если России удастся восстановить контроль над Украиной за счет манипуляции поставками российских и центральноазиатских энергоносителей в эту страну, Западу будет еще труднее препятствовать подрыву демократии в других посткоммунистических государствах Европы. Используя энергопоставки в качестве политического инструмента, Россия способна вбить клин между Европой и США. Многое здесь будет зависеть от политики центральноевропейских стран, и особенно Украины.

Кит Смит - профессиональный дипломат с большим опытом работы в Центральной Европе. Сегодня он занимает должность старшего научного сотрудника в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies)

_________________________________________

Демократия на Украине: обманутые надежды ("The Washington Post", США)

Сдерживание России ("Foreign Affairs", США)