Friday, August 3, 2007; Page A15
Воинственность риторики и действий Владимира Путина в отношении Соединенных Штатов и их союзников заставили экспертов по внешней политике задуматься: а не разгорается ли новая 'холодная война'? Но как курс российского президента воспринимается российской общественностью? Некоторое представление об этом дает проведенное по нашему заказу Центром Левады социологическое исследование, в ходе которого было опрошено 1802 россиянина в возрасте от 16 до 29 лет. Мы решили изучить взгляды 'поколения Путина' потому что именно за ним политическое и экономическое будущее России. После распада Советского Союза казалось логичным надеяться и даже рассчитывать на то, что это поколение, вкусившее, по нашему мнению, плоды постсоветского перехода к экономическому благосостоянию и политической свободе, будет считать Соединенные Штаты другом России. Однако наше исследование, проведенное в апреле-мае, показало, что большинство молодых россиян считает Соединенные Штаты врагом номер один. И хотя основной причиной этого является риторика Путина, свою роль также сыграли нарушения прав человека, связываемые с контртеррористической политикой США.
Путин все более громко обвиняет Соединенные Штаты в стремлении навязать свои идеи и интересы всему остальному миру. Он дошел до того, что поставил на одну доску политику США и третьего рейха. Он часто говорит об 'опасностях' вмешательства извне, намекая на то, что Россия окружена врагами, и что иностранные правительства вмешиваются в ее внутренние дела, финансируя российские организации. Путин яростно отвергает звучащую за рубежом критику эпизодов советского прошлого России, равно как ее нынешней политики - ограничения свободы СМИ, жестокости на Северном Кавказе и преследования оппонентов Кремля. Похоже, что за этой кампанией стоят внутриполитические мотивы; тактика создания 'врагов' за рубежом давно используется для того, чтобы отвлечь внимание людей от недостатков работы их собственного правительства, обеспечить поддержку авторитарным мерам или для обеих целей сразу.
Но эти темы находят отклик среди молодых россиян. Почти 80 процентов согласились с тем, что 'Соединенные Штаты стремятся навязать свои нормы и образ жизни остальному миру'. Почти 70 процентов не согласны с тем, что 'Соединенные Штаты делают больше пользы, чем вреда'. Три четверти согласны с утверждением, что 'Соединенные Штаты предоставляют помощь для того, чтобы оказывать влияние на внутреннюю политику других стран'.
Отвечая на вопрос о том, какие пять слов лучше всего описывают Соединенные Штаты в отношениях с Россией, 64 процента выбрали слова 'враг' или 'соперник'. Мы задали тот же вопрос относительно еще шести стран. Грузия, еще одна мишень Путина, заняла второе место среди стран, награжденных этими эпитетами, но набрала всего 44 процента. Респонденты не склонны рассматривать в качестве соперников другие страны, хотя они, вероятно, представляют собой не меньшую или большую угрозу: Китай (27 процентов), Иран (21 процент), Украина (21 процент), Германия (13 процентов) и Беларусь (12 процентов). Гораздо большее число респондентов, чем 18 процентов, назвавшие Америку 'партнером' или 'союзником', использовали эти позитивные характеристики для описания других стран. Риторика Путина повлияла и на два других мнения: 54 процента согласны с тем, что Сталин 'сделал больше хорошего, чем плохого', а 63 процента согласились, что распад СССР был 'величайшей геополитической катастрофой XX века'.
Мы также выяснили, что контртеррористическая политика администрации Буша помогает Кремлю культивировать враждебность в отношении Америки. Критики определенных внешнеполитических инициатив США заявляют, что практики, являющиеся отходом от традиций международного права - такие, как бессрочное задержание и 'чрезвычайная передача' - связаны с повсеместным падением репутации и морального влияния Америки, являющихся ключевым элементом 'мягкой' силы. Наши данные подтверждают эти утверждения. Респонденты склонны считать, что Соединенные Штаты подвергают пыткам подозреваемых в терроризме (52 процента), передают их странам, практикующим пытки (44 процента), и задерживают их, не соблюдая необходимые правовые процедуры (46 процентов). Очень небольшое число респондентов (9-13 процентов) не верит в эти обвинения, остальные 'затруднились ответить'.
В основном, респонденты осуждают эти практики (от 42 до 57 процентов, одобряет лишь от 15 до 29 процентов). Более того, наше статистическое моделирование демонстрирует, что восприятие нарушений прав человека Соединенными Штатами прямо связано с антиамериканскими настроениями: молодые россияне, считающие, что Соединенные Штаты пытают или незаконно задерживают подозреваемых в терроризме, относятся к американским властям гораздо более негативно, чем те, кто так не считает.
Идейное наследие нового поколения россиян, испытывающих ностальгию по Советскому Союзу, двойственно относящихся к Сталину и враждебно - к Соединенным Штатам, может ставить под угрозу американо-российские отношения в течение долгого времени после ухода Путина. Поэтому, наряду с противодействием агрессивной позиции Путина в краткосрочном плане, нынешняя и будущие администрации США должны разрабатывать долгосрочные стратегии для того, чтобы остановить волну антиамериканских настроений среди молодых россиян. Хорошим началом было бы изменение контртеррористической политики США. Целью должно быть восстановление видения Америки, выраженного Андреем Сахаровым: 'На самом деле мы совсем не идеализируем Америку, видим в ней массу плохого и глупого, но это живая сила в хаосе теперешнего мира'.
Сара Мендельсон возглавляет Инициативу по правам человека и безопасности в Центре стратегических и международных исследований. Теодор Гербер - профессор социологии в Университете Висконсина, Мэдисон.
_____________________________________
Юные штурмовики Кремля ("The Weekly Standard", США)
Сара Мендельсон и Теодор Гербер: Российская молодежь проваливается на 'экзамене по сталинской эпохе' ("Foreign Affairs", США)