Человечество рвется в космос, но океанские глубины покоряет не столь активно. Только вчера, через 38 лет после высадки на Луну, люди достигли морского дна под Северным полюсом. Это было выдающееся научное достижение: два российских глубоководных аппарата совершили 'мягкую посадку' на желтоватый грунт на глубине 2,5 миль и водрузили на дне большой титановый флаг. Погружение снималось телекамерой, и российские зрители наверняка испытали незабываемое чувство гордости за свою страну, выигравшую подводную 'полярную гонку'. Для Кремля, однако, ставки были куда выше. Целью арктической экспедиции был не только научный рекорд - Россия 'застолбила' свою заявку на гигантские запасы нефти и другого сырья, которые, как считается, таятся под толщей полярных льдов.
Мир должен воздать по заслугам бесстрашным исследователям во главе с депутатом российского парламента, опустившимся в батискафе 'Мир-1' на 13980 футов в непроницаемую тьму океанского дна. Но столь же однозначно он должен отвергнуть возмутительное утверждение, озвучиваемое сегодня Москвой, о том, что это дает России право разрабатывать любые богатства, что содержат недра земли под установленным экспедицией флагом. По оценке Геологической службы США в Заполярье находится до 25% мировых запасов нефти; есть данные и о месторождениях угля, газа и иных минеральных ресурсов, расположенных в этом регионе. В отличие от Антарктики, эксплуатацию этих месторождений не запрещает никакое международное соглашение - всегда считалось, что из-за полярных льдов и больших глубин это просто невозможно. Однако сегодня, благодаря новым технологиям и облегчению доступа к морскому дну из-за таяния льдов, подобная идея уже не выглядит столь фантастичной. Поэтому пришло время разработать некие правила, регулирующие действия людей в этом важнейшем регионе - и российская экспедиция была попыткой упредить подобное развитие событий.
С арктическим регионом граничат пять стран: Россия, Канада, США, Норвегия и Дания (владеющая Гренландией). Согласно международному праву, каждая из них имеет двухсотмильную экономическую зону вдоль северного побережья. Большинство из этих стран также пытается распространить свои права на определенные сектора на дне Северного Ледовитого океана. Норвегия и Дания проводят соответствующие геологические изыскания. США организуют научную экспедицию - якобы для 'изучения гидротермальных потоков и новых биологических видов', но на деле, вероятно, руководствуясь и более прагматичными коммерческими интересами. Россияне, однако, активнее всего пытаются застолбить за собой арктические пространства. В 2001 г. они подали в Комиссию ООН заявку на сектор морского дна, простирающийся вплоть до Северного полюса. В этом году президент Путин призвал активизировать усилия по обеспечению российских 'стратегических, экономических, научных и оборонных интересов' в Арктике. Цель нынешней экспедиции - доказать, что так называемый Хребет Ломоносова представляет собой часть континентального шельфа, соединяющего дно Северного Ледовитого океана с Сибирью.
Эксплуатация ресурсов на морском дне определяется прежде всего Конвенцией ООН по морскому праву, разработанной 25 лет назад и вступившей в силу в 1994 г. Россия ратифицировала Конвенцию - в отличие от США, возражающих против монопольного права организации любой деятельности по разработке сырьевых ресурсов в международных водах, которое она предоставляет Международному органу по морскому дну. Если заявка России будет признана, она получит контроль над территорией, превышающей 460000 квадратных миль - это почти половина общей площади морского дна в арктическом регионе. Однако отказ Америки ратифицировать Конвенцию лишает ее места в органе [Комиссии ООН по границам континентального шельфа - прим. перев.], где эти притязания будут рассматриваться. Таким образом, пока ратификация не состоялась, их должны отвергнуть страны, входящие в его состав. Честь и хвала отважным покорителям глубин, но вопиющая территориальная экспансия неприемлема. ___________________________________________
Северный полюс: новая арена столкновения империй ("The Independent", Великобритания)
Россия предъявляет претензии на Северный полюс ("Time", США)
Кремль претендует на крупный нефтеносный район Арктики ("The Guardian", Великобритания)