Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дрейфующая станция 'Путин'* - Россия рвется к полюсу

Новая 'холодная война' уже началась. На этот раз она будет даже 'морозной'

Дрейфующая станция 'Путин'* - Россия рвется к полюсу picture
Дрейфующая станция 'Путин'* - Россия рвется к полюсу picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
О президенте России Владимире Путине можно думать всякое, но арктическую карту он, во всяком случае, разыгрывает очень умело: Москва старается доказать, что подводное геологическое образование, известное как Хребет Ломоносова, есть не что иное, как продолжение одного из полуостровов Сибири. Главной задачей геологической экспедиции, установившей на Полюсе флаг на прошлой неделе, был поиск геологических образцов, с помощью которых можно было бы доказать права России на владение огромными территориями, богатыми нефтью и газом

Ведущие кораблестроители мира всерьез занялись проектами ледоколов-супертанкеров. Канада тратит миллиарды долларов на новые патрульные катера. Россия на прошлой неделе поставила свой флаг на морском дне под Северным полюсом. Новая 'холодная война' уже началась.

На этот раз она будет даже 'морозной': битва за полезные ископаемые Арктики не только будет длиться десятилетиями - она будет проходить при температурах в минус 40 градусов на жалящем ветру и в непроглядной тьме полярных зим.

Трюк с подводной лодкой, который провернули русские исследователи, поддержав таким образом намерение Москвы 'застолбить' Арктику, заставил международное сообщество гораздо активнее работать над защитой и упорядочением территории, представляющей собой, по выражению одного американского адмирала, 'последний неисследованный бастион Земли'.

Державы Северного полушария неожиданно для себя оказались втянуты в жесткие переговоры о том, что кому достанется на территории размером с две Франции, богатой нефтью и газом. А тем временем российский исследователь и политик Артур Чилингаров манипулятором мини-подлодки установил на морском дне в двух милях под Полюсом нержавеющий титановый флаг России, тем самым доказав, что Москва, пусть и проиграв космическую гонку, твердо решилась вырвать победу в ледяной.

На разыгрываемую сегодня полярную карту поставлена отнюдь не только патриотическая гордость отдельных стран - речь идет о доступе к месторождениям, содержащим, по мнению геологов, четверть всех мировых запасов нефти и газа, или, короче говоря, о возможности предотвратить нехватку энергии, грозящую через пару десятилетий поставить на колени экономики западных стран.

Благодаря эффекту глобального потепления, вследствие которого тает арктическая ледяная шапка, помноженному на развитие технологий добычи полезных ископаемых, ворота к запасам углеводородов, которые долгое время считались недоступными, понемногу приоткрываются. Ученые полагают, что вследствие изменения климата основной транспортный коридор Арктики - легендарный Северо-Западный проход между Тихим и Атлантическим океанами - может полностью открыться для судоходства уже к 2050 году.

- Эксперты считают, что объемы добычи нефти резко упадут после 2016 года, - говорит Анатолий Опекунов, заместитель директора российского Научно-исследовательского института геологии океана и полезных ископаемых (так в тексте. Официальное название организации - ФГУП "ВНИИ океангеологии" - прим. перев.). - Об этом думают во всех странах, в том числе и в России, и в США.

В июле в Вашингтоне состоялась трехдневная конференция по возможным экономическим, экологическим и политическим аспектам расширения программ по эксплуатации ресурсов Арктики с участием как гражданских, так и военных организаций.

- Это океан, через который исследователи пытаются пройти вот уже пятьсот лет, - заявил Мид Тредвелл (Mead Treadwell), глава американской Комиссии по исследованию Арктики (Arctic Research Commission), - Если думать об установлении какого-то международного режима в отношении Арктики, то думать надо уже сейчас.

Уже не первый день решением технических проблем, связанных с индустриализацией одной из великих пустынь нашего мира, занимаются и нефтяные компании. Судя по результатам последних геологических изысканий, до 80 процентов всех запасов Арктики может составлять природный газ.

- Затраты на то, чтобы поднять этот газ из земли, велики, но еще больше затраты на то, чтобы этот газ дошел до туда, где он будет использоваться, - считает Эндрю Кендрик, инженер компании BMT Fleet Technology, специализирующейся на арктических исследованиях.

В одной из статей, недавно опубликованных в журнале издательства Professional Engineering ('Профессиональное машиностроение'), говорится, что в Арктике 'не стоит даже и думать' о строительстве трубопроводов, потому что стоить они будут столько, что не будут иметь никакого экономического смысла. 'Единственный мыслимый способ транспортировки добытого - морской с использованием гигантских танкеров, наполняемых сжиженным природным газом', - пишут авторы статьи.

Надо сказать, что перспектива использования танкеров-ледоколов для скоростной перевозки взрывоопасного газа в полярных морях, изобилующих айсбергами, вряд ли воодушевит экологов, уже сегодня принципиально настроенных против любой эксплуатации девственных полярных территорий. Однако президент России Владимир Путин показал такую решимость установить первенство России в Арктике (на прошлой неделе он лично поздравил по телефону Чилингарова и его команду), что у других стран просто не остается выбора: либо они бегут вместе с остальными, либо обречены - в буквальном смысле - замерзнуть.

Уже сейчас Россия контролирует самые крупные в мире запасы газа, а по объемам добычи нефти уступает лишь Саудовской Аравии. В правительствах Европы и Америки беспокоятся, что если претензиям Москвы на 463 тысячи квадратных миль Арктики ничего не противопоставить, то в скором времени Запад может быть оказаться в политически опасной зависимости от российских энергоносителей.

Юристы-международники единодушно утверждают, что у России не больше прав на Арктику, чем у Канады - на Северо-Западный проход, который большинство стран мира причисляет к международным водам. Тем не менее, премьер-министр Канады Стивен Харпер (Stephen Harper) заявил в июле, что для поддержания претензий на владение проходом его правительство планирует вложить 3,4 миллиарда фунтов в постройку по меньшей мере шести патрульных кораблей ледокольного класса, а на прошлой неделе его министр иностранных дел Питер Маккей (Peter MacKay) выступил против последней акции русских:

- У нас не пятнадцатый век. Нельзя просто так разъезжать по миру, расставлять везде свои флаги и говорить 'это наша территория'.

Как бы там ни было, считает профессор права Чикагского университета Эрик Познер (Eric Posner), мелкий шрифт международных морских соглашений в Арктике мало что способен решить.

- Вопрос решит не международное право, а сила, - заявил он. - Россия показала свою силу, и ее претензия выглядит серьезно. Канадская - нет.

Из-за чего же сыр-бор? Да хотя бы из-за пятисот миллиардов, по некоторым оценкам, баррелей нефти, неисчислимых объемов газа и возможных месторождений алмазов, платины, никеля, олова и золота. В Америке, например, ученым уже давно известен ресурсный потенциал Арктики, но Вашингтон яростно сопротивляется любым буровым работам в заповедниках Аляски, и пока эксплуатация этих территорий далеко не продвинулась. Кроме того, американцы не торопятся признавать влияния изменения климата на природу; на прошлой неделе сразу несколько представителей властей констатировали, что стратегическую инициативу в этом вопросе захватил Путин.

Между тем, Центр военно-морской аналитики США (US Centre for Naval Analyses) уже назвал глобальное потепление 'серьезной угрозой' безопасности страны и заявил, что этот вопрос должен стать одним из военных приоритетов Америки.

В подготовке статьи участвовали Феликс фон Гейер (Felix von Geyer, Монреаль) и Кевин О'Флинн (Kevin O'Flynn, Москва)

* * *

Имеющий глаза да увидит

Кому принадлежит Северный полюс? Никому. Однако на территории за Северным полярным кругом претендует пять стран - Россия, Америка (поскольку владеет Аляской), Канада, Дания и Норвегия. Они обладают правами на экономическую эксплуатацию 200-мильной морской зоны. Международно-правовой аспект проблемы - возможность расширения прав той или иной страны по географическим, геологическим или политическим причинам.

Так на чем же основаны претензии русских? О президенте России Владимире Путине можно думать всякое, но арктическую карту он, во всяком случае, разыгрывает очень умело: Москва старается доказать, что подводное геологическое образование, известное как Хребет Ломоносова, есть не что иное, как продолжение одного из полуостровов Сибири. Главной задачей геологической экспедиции, установившей на Полюсе флаг на прошлой неделе, был поиск геологических образцов, с помощью которых можно было бы доказать права России на владение огромными территориями, богатыми нефтью и газом.

А где же Америка? Вашингтон также имеет виды на Арктику, но в данном случае сам разбил льдину, на которой дрейфовал. Американцам не нравятся претензии России; не нравится им и то, что свои претензии на соединяющий Тихий и Атлантический океаны и скованный льдом, но быстро оттаивающий Северо-Западный проход заявила Канада - однако из-за того, что консерваторам-республиканцам, кроме всего вышеуказанного, не нравится и подписывать какие бы то ни было соглашения в рамках ООН, США до сих пор не ратифицировали Договор о морском праве (так в тексте. Речь идет о Конвенции ООН по морскому праву - прим. перев.) и не стали членом международного форума, где было бы наиболее логично разрешать все споры, касающиеся арктических морей.

Кстати, о льдинах - а что теперь будет с белыми медведями? Главная угроза для экологии Арктики - это по-прежнему глобальное потепление, сокращающее размеры ледяной шапки примерно на 9 процентов каждые десять лет. По сравнению с такой угрозой сокращения ареала несколько десятков буровых платформ, по идее, не должны столь уж сильно влиять на дикую природу Арктики. Однако угрозу для животного мира составляет любой разлив нефти - а уж если газовый супертанкер столкнется с айсбергом, то взрыв будет такой, что его почувствуют даже в Челси.

А стоит ли ради этого точить зубы и ломать копья? Посчитайте сами: сегодня нефть стоит 70 долларов за баррель. Если под водами Арктики скрыто, как утверждают геологи, 500 миллиардов баррелей нефти, то цена вопроса - 35 триллионов долларов. Достаточно ли этого, чтобы начинать новую 'холодную войну'? Кому как.

Так когда начинать бояться? Разработка арктических ресурсов - дело небыстрое: слишком суровый климат, слишком жесткие экономические показатели. Судя по всему, уровень технологического развития не позволит начать серьезную эксплуатацию этих районов, скажем, до 2050 года.

* * *

*'Дрейфующая станция 'Зет'' (Ice Station Zebra) - популярный остросюжетный роман британского писателя А. Маклина о подводной лодке, которая получила приказ эвакуировать экипаж полярной исследовательской станции, не зная, что реальная задача станции - слежение за советскими ракетами.

__________________________________

Серьезная заявка Путина на победу ("The Financial Times", Великобритания)

Отдайте Арктику России - и ждите новых экологических катастроф ("The Sunday Times", Великобритания)