Россию часто подвергают критике во всем мире за то, как она разрешает споры с партнерами и соседями, однако в последнем газовом скандале с Беларусью Москва, и это нельзя не отметить, ведет себя просто образцово.
Во-первых, российский монополист по экспорту газа, 'Газпром', неоднократно предупреждал Минск о том, что цены на газ - а это и есть основной предмет спора - будут повышаться. В январе цена удвоилась и составила 100 долларов за тысячу кубометров, однако Беларусь получила передышку до конца июня - только после этого 'Газпром' начал требовать деньги в уплату за подорожавшее топливо.
Затем Москва еще целый месяц вела с Минском переговоры, и лишь на этой неделе пригрозила урезать объемы экспорта вдвое. Понимая, что через Беларусь снабжаются потребители в странах Европейского Союза, и осознавая, чем это может для них обернуться, Россия послала соответствующие уведомления и своим клиентам, и Европейской Комиссии. Для разъяснения своих действий иностранным журналистам 'Газпром' даже организовал специальную телефонную конференцию.
Россия проявляет осторожность и не впутывает в спор политику. Немаловажно и то, что кульминация спора наступает летом, а не как в прошлый раз, зимой 2005-2006 года, когда Россия завернула газовый вентиль Украине. Тогда за провокацию и за то, что потребители не были предупреждены заранее, на Москву обрушился шквал критики из ЕС.
Беларусь, конечно - это не Украина. Президент России Владимир Путин часто выражает неудовольствие политическими безумствами ее лидера Александра Лукашенко, но не считает его серьезным препятствием на пути установления кремлевского господства на пространстве бывшего Советского Союза. С президентом Украины Виктором Ющенко ситуация совершенно обратная: развивая связи с ЕС и НАТО, он в открытую работает на уменьшение влияния России на свою страну. Поэтому в деле с Минском у Путина было гораздо меньше поводов выходить из себя.
Скорее всего, на активные действия Кремль спровоцировала ситуация, когда Лукашенко фактически использует Россию. Даже после повышения цен Беларусь платит за газ меньше, чем какая-либо из стран бывшего Советского Союза. Да и вообще Россия правильно делает, что прекращает практику советских субсидий и берет с потребителей рыночные цены за газ. А тем, кто хочет улучшить свои газовые условия, предлагается также пойти России навстречу - обычно в форме продажи своих энергетических активов российским компаниям.
Учитывая склонность Кремля к разного рода политическому давлению, эти процессы зачастую оказываются гораздо более сложными, чем должны бы, и даже предсказуемое поведение в споре не может решить всех проблем. Тем не менее, как показывает пример с Беларусью, оно значительно ослабляет трения. Прозрачность поставок газа соответствует интересам как самой России, так и ее потребителей.
____________________________________
Жесткая игра Кремля ("The Financial Times", Великобритания)
Березовский играет нами. . . какой стыд! ("The Times", Великобритания)