Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Лукашенко показывает характер

Россия испытывает на прочность белорусскую вертикаль

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Похоже, что братские союзнические отношения Беларуси и России дали трещину. Возможно, последнюю. Ведь еще никогда президент Беларуси Александр Лукашенко не делал таких резких заявлений по отношению к партнеру по Союзническому государству - Российской Федерации. В минувший четверг он обвинил союзника в попытке 'приватизировать' его страну. "Впервые я позволяю себе это громко сказать: Россия хочет приватизировать не только отдельные предприятия, даже бесплатно их прихватить..."

Похоже, что братские союзнические отношения Беларуси и России дали трещину. Возможно, последнюю. Ведь еще никогда президент Беларуси Александр Лукашенко не делал таких резких заявлений по отношению к партнеру по Союзническому государству - Российской Федерации. В минувший четверг он обвинил союзника в попытке 'приватизировать' его страну. 'Впервые я позволяю себе это громко сказать: Россия хочет приватизировать не только отдельные предприятия, даже бесплатно их прихватить. Они хотели бы приватизировать всю страну', - цитировали СМИ заявление Лукашенко. Таким образом белорусский президент прореагировал на требование 'Газпрома' выплатить долг за январь-июнь, составляющий, по оценке российского газового концерна, 456,16 млн. долларов. Более того, 'Газпром' пригрозил с 3 августа сократить Беларуси поставки природного газа на 45%. 'Газовый' долг образовался с января 2007 г., когда Россия более чем в 2 раза увеличила цену на газ. В ночь с 31 декабря 2006 г. на 1 января 2007 г. 'Газпром' и Беларусь после трудных переговоров подписали пятилетний контракт на поставку и транзит газа. Стоимость российского газа на 2007 г. выросла с 46,68 долл. за 1 тыс. куб. м до 100 долл. за 1 тыс. куб. м.

Примечательно, что Лукашенко сразу отдал распоряжение правительству достать из резервного фонда 460 млн. долларов и заплатить России за газ. 'Это не сумма, - заявил он. - Правда, у нас оголяется резервный фонд, но Уго Чавес и другие друзья могут нам сегодня дать кредит. Даже коммерческие зарубежные банки сегодня готовы кредитовать Беларусь'.

Белорусский президент отказался брать кредит у России на погашение газового долга. По его словам, российские представители в ходе переговоров с белорусским премьером Сергеем Сидорским в Москве предложили Беларуси кредит на погашение долга за газ под 8,5% годовых. 'Такой кредит мы можем получить в любом государстве', - заметил он. 'Последний визит премьер-министра Беларуси в Россию - это было унижение. Я сказал, чтобы туда больше не ездили', - сказал Лукашенко. 'Мне тоже намекали, что надо поехать в Кремль и встать на колено. Я не поеду и на колено не встану', - заявил он.

Вчера утром Беларусь перечислила 'Газпрому' первый транш - $190 млн. в счет оплаты долга. В ответ российский монополист принял решение отложить ограничение поставок газа потребителям Республики Беларусь и дал еще неделю Минску для полного погашения задолженности.

КОММЕНТАРИЙ

Сможет ли Беларусь по рыночным ценам закупать газ? Как возникшая ситуация может повлиять на прочность белорусской власти? Повысит ли она шансы оппозиции в борьбе с Лукашенко? Способна ли белорусская элита вывести страну из возникшего кризиса?

Александр СОСНОВ, независимый эксперт, кандидат экономических наук, бывший министр труда Беларуси:

- В принципе, Беларусь справится с новыми ценами на газ, несмотря на параноические вопли нашего руководства. Безусловно, это трудно и сильно ударит по рейтингу Лукашенко и создаст дополнительные сложности. Но, я думаю, что он мог бы это пережить. Однако вопрос в другом: сможет ли Россия удержаться на этой высокой ноте. Не пойдет ли она на попятную своему союзнику, который хотя и обманывал регулярно, но все-таки как бы свой.

Народ уже привык, что все время все повышается, но не задумывается, за счет чего. Со своей стороны, Лукашенко обещал, что Беларусь будет социальным государством. А теперь это не получится. И это может сильно повлиять на его авторитет. Кроме всего прочего, вполне возможно, что в его окружении от ропота перейдут к конкретным делам. Поскольку там слишком многие завязаны на набивание карманов в связи с такой помощью со стороны России. А ведь повышение ударит по их материальным интересам. Окружение не будет выступать с позиции независимости Беларуси, а будет бороться за свои доходы. Их в первую очередь интересуют материальные интересы.

Хотя министерство статистики Беларуси заявляет, что цены растут на полпроцента, а то и меньше. Наши подсчеты показывают, что по предметам первой необходимости рост составляет от трех до четырех процентов в месяц. Власть об этом молчит. Но это легко посчитать, если сопоставить динамику изменения потребительского бюджета, кстати, официально публикуемую. Но это еще не все. Повышение цены на газ приведет к тому, что, скорее всего, оплата коммунальных услуг к концу года должна увеличиться на 20 долларов в месяц. Это сильно ударит по многим, особенно тем, кто безоговорочно поддерживал Лукашенко. Естественно, рост цен на энергоносители через определенное время приведет к повышению себестоимости белорусской продукции и, как следствие, к падению ее конкурентоспособности на рынках. Трудности только нарастают.

Примером альтернативы для Беларуси может стать Северная Корея. Ситуация безнадежная. При повышении цен на газ поднять уровень жизни белорусов будет нельзя. Удержать его на достигнутом уровне тоже проблематично, учитывая то, что Беларусь перессорилась с Западом, не имеет инвестиций, ноу-хау, технологий. Сидеть на шее России можно было бы некоторое время, если бы все это использовалось правильно, а не для набивания карманов.

К слову, смешным выглядит заявление Лукашенко, что Венесуэла может дать Беларуси выгодный кредит. Ведь у Чавеса самого хватает проблем в его стране, несмотря на наличие нефти.

Я думаю, что возникшая ситуация в какой-то мере повысит шансы белорусской оппозиции. Но не настолько, чтобы предполагать ее приход к власти. В целом Беларусь ожидают тяжелые времена. Об этом говорилось 15- 16 лет назад, когда к власти рвались такие люди. Просто народу надо было пройти через пустыню во главе с таким Моисеем.

Белорусская элита неоднородна. Есть ближайшее окружение, которое во всем поддерживает Лукашенко, хотя в душе может считать неправильным его действия. Более отдаленное окружение живет, приспособившись к данным условиям. Они ненавидят его, они понимают, что набить карманы и продолжать жить, как нищие, - для них это достаточно серьезная проблема. Им хотелось бы развернуться во всю свою возможную нынешнюю мощь. Однако у них такой возможности нет. Поэтому все может быть в такой непредсказуемой ситуации. Тем более, следует учитывать следующий фактор. Это не страна, в которой общество имеет существенное влияние на управление и при любых ситуациях найдет выход из кризиса. Это страна, где все поставлено вертикально: снизу вверх. Если где-нибудь чего-нибудь в этой конструкции сломается или не выдержит прочности, она рухнет, как карточный дом. Причем мгновенно. В этом проблема Лукашенко, которую, по моему, он не понимает. Потому что он построил проблему.

N129, субота, 4 серня 2007

_________________________________________

Подготовка к суровым временам ("The Economist", Великобритания)

Проблема имиджа ("День", Украина)