Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Косово как часть российского плана

При слабости нынешней стратегии Запада России не резон идти на компромисс по любому плану для Косово

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Косовский конфликт стал важным стратегическим оружием для российской администрации. Из-за нерешительности западных держав в деле подтверждения окончательного статуса Косово Москва считает Косово мощным ресурсом для продвижения своих региональных и глобальных амбиций. Наложив, по сути, вето на план предоставления Косово контролируемой независимости в рамках плана Ахтисаари, поддерживаемого Западом, и способствуя сохранению неопределенного статус-кво, Россия укрепляет свои позиции в мире сразу в нескольких аспектах

Косовский конфликт стал важным стратегическим оружием для российской администрации. Из-за нерешительности западных держав в деле подтверждения окончательного статуса Косово Москва считает Косово мощным ресурсом для продвижения своих региональных и глобальных амбиций. Наложив, по сути, вето на план предоставления Косово контролируемой независимости в рамках плана Ахтисаари, поддерживаемого Западом, и способствуя сохранению неопределенного статус-кво, Россия укрепляет свои позиции в мире сразу в нескольких аспектах.

Во-первых, отвергая право Косово на государственность и требуя проведения этого вопроса через Совет Безопасности ООН, Кремль получает возможность представить Россию ключевым защитником международного права. Разумеется, Россия не позволила бы Совбезу вмешиваться в ситуацию на собственных границах - например, путем назначения миссий на территории Молдавии и Грузии, на которые с жадностью смотрит Москва, не говоря уже о стремящейся к независимости Чечне.

Россия играет на том, что администрация Буша колеблется обойти ООН, как она поступила накануне войны в Ираке. США стремятся восстановить союзнические связи и не желают, чтобы их вновь осудили за гегемонистскую политику односторонних действий. Между тем, многие правительства стран Европейского Союза не хотят действовать вне рамок ООН, поскольку это может ударить по их авторитету в мире.

Во-вторых, Россия старается доказать, что она выступает за политику многосторонних действий, при которой она сможет продвигать собственные интересы и подрывать американские. Однако многосторонние действия могут на самом деле быть прикрытием бездействия, поскольку такие международные институты, как ООН, не только медленно и неуклюже принимают решения, но и действует по принципу наименьшего общего знаменателя, когда одна страна, оказывая сопротивление, может игнорировать интересы большинства.

В-третьих, Москва демонстрирует непоколебимую поддержку государственного суверенитета и территориальной целостности, выступая против расчленения Сербии, государства-члена ООН. Таким образом она пытается обрести симпатии многих стран-членов ООН, особенно, авторитарных правительств, сохраняющих территории не правом, а силой. В то же время, Москва стремится доказать, что США нагло вмешиваются во внутренние дела якобы беззащитных государств.

Между тем, поддержка Россией сепаратистов в Молдавии и Грузии и ее манипуляция недовольством русских меньшинств правительствами балтийских государств, представляющих коренное население, изображается как защита прав человека и законная поддержка права народов на самоопределение.

В-четвертых, Косово - это часть более широкой стратегической программы, позволяющей России укреплять свои позиции в мире, играть важную роль на Балканах, стимулировать расколы в ЕС, усугублять слабости процесса принятия решений на Западе и создавать евразийский 'полюс' в качестве противовеса Соединенным Штатам.

Для администрации Путина рождение новых проамериканских государств и продвижение демократии на бывшие коммунистические территории представляет собой долгосрочную угрозу стратегическим планам России. Демократические правительства неизбежно стремятся к членству в НАТО и ЕС для того, чтобы гарантировать стабильное продолжение процесса реформ, безопасность и независимость. Для Москвы такие шаги являются подрывом ее влияния в соседних странах, сокращением возможностей использования военной силы в регионе и сдерживанием ее амбиций по возрождению статуса сверхдержавы.

Россия чувствует себя более уверенно в реализации своих устремлений, когда ее соседи являются предсказуемыми авторитарными государствами, изолированными и маргинализованными странами с популистскими правительствами, слабыми и расколотыми изнутри государствами, не соответствующими стандартам членства в НАТО и ЕС или же странами, во главе которых стоят ярые антиамериканисты. Таким образом, 'замороженный конфликт' в Косово дает Москве ресурсы для достижения более масштабных стратегических целей.

Кроме того, Кремль опасается того, что независимое и прозападное Косово может стать потенциальной точкой притяжения для народов Северного Кавказа, которые все более склонны отвергать централизованное правление Москвы и могут начать стремиться к независимости. Широко распространенное восприятие Косово как 'мусульманского' образования усиливает опасения Москвы перед тем, что Косово может стать моделью для ее мусульманских народов. Поэтому кремлевская пропаганда изображает косоваров фундаменталистами и террористами, чтобы лишить народ, стремящийся к независимости, поддержки и сочувствия международного сообщества.

При слабости нынешней стратегии Запада России не резон идти на компромисс по любому плану для Косово, сколько бы поправок ни предлагали Вашингтон и Брюссель. Противодействие плану Ахтисаари стало мерой силы, обретенной Россией, от которой она вряд ли откажется, если только Белый дом не пойдет на крупные стратегические уступки в других сферах.

В таких обстоятельствах процедуры Совета Безопасности ООН не только блокируют государственность Косово и могут стать помехой интеграции Западных Балкан в евроатлантическое сообщество, но и позволяют России восстанавливать позиции основной антиамериканской державы и претендента на международное лидерство.

Если трансатлантический альянс не выступит единым фронтом за реализацию жизнеспособного плана предоставления независимости Косово, то Россия продолжит извлекать выгоды из разногласий и нерешительности Запада.

Януш Бугайски - директор Проекта 'Новые демократии Европы' в Центре стратегических и международных исследований.

_____________________________________

И снова Косово ("The Washington Post", США)

Россия и Косово ("The Economist", Великобритания)