Косовский конфликт стал важным стратегическим оружием для российской администрации. Из-за нерешительности западных держав в деле подтверждения окончательного статуса Косово Москва считает Косово мощным ресурсом для продвижения своих региональных и глобальных амбиций. Наложив, по сути, вето на план предоставления Косово контролируемой независимости в рамках плана Ахтисаари, поддерживаемого Западом, и способствуя сохранению неопределенного статус-кво, Россия укрепляет свои позиции в мире сразу в нескольких аспектах.
Во-первых, отвергая право Косово на государственность и требуя проведения этого вопроса через Совет Безопасности ООН, Кремль получает возможность представить Россию ключевым защитником международного права. Разумеется, Россия не позволила бы Совбезу вмешиваться в ситуацию на собственных границах - например, путем назначения миссий на территории Молдавии и Грузии, на которые с жадностью смотрит Москва, не говоря уже о стремящейся к независимости Чечне.
Россия играет на том, что администрация Буша колеблется обойти ООН, как она поступила накануне войны в Ираке. США стремятся восстановить союзнические связи и не желают, чтобы их вновь осудили за гегемонистскую политику односторонних действий. Между тем, многие правительства стран Европейского Союза не хотят действовать вне рамок ООН, поскольку это может ударить по их авторитету в мире.
Во-вторых, Россия старается доказать, что она выступает за политику многосторонних действий, при которой она сможет продвигать собственные интересы и подрывать американские. Однако многосторонние действия могут на самом деле быть прикрытием бездействия, поскольку такие международные институты, как ООН, не только медленно и неуклюже принимают решения, но и действует по принципу наименьшего общего знаменателя, когда одна страна, оказывая сопротивление, может игнорировать интересы большинства.
В-третьих, Москва демонстрирует непоколебимую поддержку государственного суверенитета и территориальной целостности, выступая против расчленения Сербии, государства-члена ООН. Таким образом она пытается обрести симпатии многих стран-членов ООН, особенно, авторитарных правительств, сохраняющих территории не правом, а силой. В то же время, Москва стремится доказать, что США нагло вмешиваются во внутренние дела якобы беззащитных государств.
Между тем, поддержка Россией сепаратистов в Молдавии и Грузии и ее манипуляция недовольством русских меньшинств правительствами балтийских государств, представляющих коренное население, изображается как защита прав человека и законная поддержка права народов на самоопределение.
В-четвертых, Косово - это часть более широкой стратегической программы, позволяющей России укреплять свои позиции в мире, играть важную роль на Балканах, стимулировать расколы в ЕС, усугублять слабости процесса принятия решений на Западе и создавать евразийский 'полюс' в качестве противовеса Соединенным Штатам.
Для администрации Путина рождение новых проамериканских государств и продвижение демократии на бывшие коммунистические территории представляет собой долгосрочную угрозу стратегическим планам России. Демократические правительства неизбежно стремятся к членству в НАТО и ЕС для того, чтобы гарантировать стабильное продолжение процесса реформ, безопасность и независимость. Для Москвы такие шаги являются подрывом ее влияния в соседних странах, сокращением возможностей использования военной силы в регионе и сдерживанием ее амбиций по возрождению статуса сверхдержавы.
Россия чувствует себя более уверенно в реализации своих устремлений, когда ее соседи являются предсказуемыми авторитарными государствами, изолированными и маргинализованными странами с популистскими правительствами, слабыми и расколотыми изнутри государствами, не соответствующими стандартам членства в НАТО и ЕС или же странами, во главе которых стоят ярые антиамериканисты. Таким образом, 'замороженный конфликт' в Косово дает Москве ресурсы для достижения более масштабных стратегических целей.
Кроме того, Кремль опасается того, что независимое и прозападное Косово может стать потенциальной точкой притяжения для народов Северного Кавказа, которые все более склонны отвергать централизованное правление Москвы и могут начать стремиться к независимости. Широко распространенное восприятие Косово как 'мусульманского' образования усиливает опасения Москвы перед тем, что Косово может стать моделью для ее мусульманских народов. Поэтому кремлевская пропаганда изображает косоваров фундаменталистами и террористами, чтобы лишить народ, стремящийся к независимости, поддержки и сочувствия международного сообщества.
При слабости нынешней стратегии Запада России не резон идти на компромисс по любому плану для Косово, сколько бы поправок ни предлагали Вашингтон и Брюссель. Противодействие плану Ахтисаари стало мерой силы, обретенной Россией, от которой она вряд ли откажется, если только Белый дом не пойдет на крупные стратегические уступки в других сферах.
В таких обстоятельствах процедуры Совета Безопасности ООН не только блокируют государственность Косово и могут стать помехой интеграции Западных Балкан в евроатлантическое сообщество, но и позволяют России восстанавливать позиции основной антиамериканской державы и претендента на международное лидерство.
Если трансатлантический альянс не выступит единым фронтом за реализацию жизнеспособного плана предоставления независимости Косово, то Россия продолжит извлекать выгоды из разногласий и нерешительности Запада.
Януш Бугайски - директор Проекта 'Новые демократии Европы' в Центре стратегических и международных исследований.
_____________________________________
И снова Косово ("The Washington Post", США)
Россия и Косово ("The Economist", Великобритания)