Во время двухдневного саммита, прошедшего неделю назад, премьер-министр Великобритании Гордон Браун (Gordon Brown) благодарил президента Буша за руководство войной против террора. Браун заявил, что 'мир много должен Соединенным Штатам за их лидерство в этой борьбе против международного терроризма', обещал пойти по стопам Уинстона Черчилля и сделать связи Великобритании с Америкой еще прочнее, чем прежде.
Не одно десятилетие наблюдая за Соединенными Штатами из Европы, я понял, что в международном сообществе Америку уважают лишь настолько, насколько сама Америка уважает своего президента.
Мой отец большую часть жизни проработал на румынском заводе General Motors; в нашем доме в Бухаресте висит портрет Президента Трумэна. 'Америка' всегда была для нас некой далекой страной, до которой тысячи миль - но Трумэн стал ее реальным и близким символом. Благодаря в том числе и ему цивилизация была спасена от нацистских варваров; он был среди тех, кто после войны, пусть и ненадолго, восстановил нашу свободу. Для нас все было очень просто: мы знали, что Америка любила Трумэна - и мы любили Америку.
Позже, когда я возглавил румынскую разведывательную станцию в Западной Германии, я увидел, что и там все восхищаются Америкой. Очень многие говорили мне, что для них приход "Ami" означал восход солнца после долгой тьмы. Тем временем, говорили они, есть люди, которые еще сидят во тьме - люди Восточной Германии, их бывшие соотечественники, стенающие под гнетом нищеты и слежкой Штази.
Это было тогда. А что же сейчас? В сентябре 2002 года Герта Дойблер-Гмелин (Herta Dauebler-Gmelin), член германского кабинета министров, уже посмела сравнить Буша с Гитлером. Результат одного из опросов, проведенных после войны в Ираке среди канадских подростков - 40 процентов из них считают, что США есть 'зло'. Даже до падения Саддама 57 процентов жителей Греции на вопрос, какую из стран, Ирак или США, они считают демократической, ответили: 'Ни ту, ни другую'.
Все те годы, пока я работал на высших ступенях иерархии разведки одной из стран советского блока, одной из их главнейших задач было рассеивание семян антиамериканизма путем дискредитации президента Америки. Сегодня взята на вооружение та же самая стратегия, но указывать на любые параллели с советскими временами уже, видимо, считается дурным вкусом.
С точки зрения коммунистов, значение имеет только лидер - о какой бы стране, дружественной или враждебной, ни шла речь. У себя дома они обожествляли своих собственных правителей, и в России такая ситуация в определенной мере сохраняется до сих пор. За границей же они всегда говорили, что рыба гниет с головы, и делали все, что было в их силах, чтобы главы Свободного Мира пахли как можно неприятнее.
Особенно активно коммунисты взялись за распространение ненависти к президенту Америки вскоре после того, как Президент Трумэн основал НАТО и объединил оккупационные зоны трех западных держав, создав новую страну - Западную Германию. Нам поставили задачу использовать возрождение патриотических чувств в европейских странах, некогда порабощенных нацистами, и переместить фокус их ненависти с Гитлера на Трумэна, лидера новой 'оккупационной власти'. Тогда страны Западной Европы еще испытывали благодарность к США за то, что те принесли им свободу, но в них были и сильные левацкие движения, которые мы тайно финансировали - и лепили из них все, что хотели.
Европейским левакам, как и любым сторонникам тоталитаризма, был нужен осязаемый враг. Мы дали им такого врага, и не успели глазом моргнуть, как они тут же начали бить себя в грудь и обзывать Президента Трумэна 'хиросимским мясником'. Мы потратили много лет и миллиарды долларов на то, чтобы таким же было и отношение к следующим президентам: Эйзенхауэр был 'акулой войны', которым как хотели крутили воротилы военно-промышленного комплекса; Джонсон был боссом мафии, 'убравшим' своего предшественника; Никсон - 'мелкокалиберным тираном'; Форд был 'умственно искалечен американским футболом', а Джимми Картера (Jimmy Carter) мы преподносили как самодовольную деревенщину. В 1978 году, когда я навсегда покинул Румынию, разведки советского блока успели собрать 700 миллионов подписей за то, чтобы 'янки убирались домой' и запустили в обращение лозунг 'Европа для европейцев'.
Во время Войны во Вьетнаме мы распространяли по всему миру злобные рассказы о том, что американские президенты наслали на страну чингисхановы полчища, насилующие все, что движется, привязывающие к гениталиям людей электрические провода, отрезающие руки и ноги, взрывающие тела и вырезающие целые деревни. Это все были не факты, а чистой воды выдумки, но около семи миллионов американцев нам удалось убедить в том, что их главный враг - не коммунизм, а их собственный президент. Как не раз говорил мне Юрий Андропов, автор кампании по dezinformatsiya против США, люди гораздо больше готовы поверить в грязь, чем в святость.
Конечной целью нашего антиамериканского наступления было сделать так, чтобы Соединенные Штаты сами отказались защищать мир от коммунистического терроризма и экспансии. И, как ни грустно это говорить, мы своего добились. После того, как американские войска были выведены из Вьетнама, коммунисты-победители вырезали во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже около двух миллионов человек. Еще около миллиона людей попытались бежать, но погибли, не достигнув цели. Кроме всего прочего, эта трагедия создала вакуум доверия между Америкой и остальным миром, нанесла удар по единству американского внешнеполитического курса и отравила настроения общественности внутри США.
Сегодня, к сожалению, необходимо констатировать, что последние партийные заявления словно списаны со старых советских учебников. В 2004 году на Общенациональном съезде Демократической партии противники Буша продолжили наше дело - лить грязь на верховного главнокомандующего Америки. Один из выступавших, Мартин О'Молли (Martin O'Malley) - сейчас он губернатор Мэриленда, - тем летом говорил, что действия правительства Буша беспокоят его больше, чем действия "Аль-Каиды". Майкл Мур (Michael Moore), назвавший главнокомандующего Америки 'дезертиром', опирается в том числе и на утверждения отставного четырехзвездного генерала Уэсли Кларка (Wesley Clark). А тех, кого приглашали к председателю демократов, на входе в его кабинет ждал коврик с портретом президента Америки и надписью 'Пни Буша'.
Не будем спорить, что двигатель, который везет человека к исполнению американской мечты - это конкуренция. Однако именно единство перед лицом войны сделало Америку лидером всего мира. Во время Второй мировой войны за победу над нацизмом отдали свои жизни 405,399 американцев, но их страна - страна иммигрантов - оставалась твердой в своем единстве. Во время войны в США, как и всегда, проводились выборы, но те, кто боролся за государственные посты, даже в мыслях не позволяли себе нанести ущерб престижу Америки в мире ради того, чтобы добиться победы лично для себя. Республиканский кандидат Томас Дьюи (Thomas Dewey) отказался от критики военной политики Президента Рузвельта.
В конце той войны объединенная Америка восстановила жизнь своих поверженных врагов. На то, чтобы превратить нацистскую Германию и империалистическую Японию в демократические страны, ушло семь лет, но результатом этого усилия стал беспрецедентный технологический взрыв и полвека экономического процветания, какого не было никогда и ни у кого, кроме нас.
Сегодня мы снова ведем войну. И это не война президента. Это война Америки, в поддержку которой высказались в свое время 296 депутатов Палаты представителей и 76 депутатов Сената. Не хочу вступать в хор 'кабинетных экспертов' по иракской войне, потому что не знаю, как ее вести - они, кстати, тоже этого не знают. Я знаю одно - если политические лидеры Америки, республиканцы и демократы, объединятся, как во время Второй мировой войны, то Америка победит. Если нет - победит терроризм. Это предсказывал еще Абу Мусаб аз-Заркави (Abu Musab al-Zarqawi) перед смертью:
- Сегодня мы воюем в Ираке, завтра будем воевать на Святой Земле, а послезавтра - на Западе.
Двадцать восьмого июля я отметил 29 лет с того дня, когда президентом Картером было подписано мое прошение о политическом убежище, и я до сих пор до крайности горд тем, что получил свободу из рук лидера Свободного Мира. За эти годы на моих глазах сменилось пять президентов. Одни были лучше других, другие не так хороши, как первые, но я всегда знал, что живу в раю. С получением американского гражданства я получил чувство гордости, надежды и безопасности, сильнее который всегда была только простая радость от того, что я остался в живых.
Миллионы других иммигрантов так же, как я, гордятся тем, что начали жизнь с чистого листа, чтобы быть вместе с этой великой страной. И я взываю к ним: мы должны сохранить единство и честь нашей любимой Америки. Может быть, в поведении наших нынешних политических представителей мы уже ничего не изменим, но мы сможем влить свежую, здоровую кровь в конгресс Соединенных Штатов.
В кои-то веки коммунисты хоть в чем-то оказались правы. Самое главное сейчас - это лидер Америки. Давайте вернемся к традициям президентов, не принимавших от заклятого врага своей страны ничего, кроме безоговорочной капитуляции - и в следующем году проголосуем за тех, кто верит в будущее Америки, а не за тех, кто все еще живет прошлым, годами 'холодной войны'.
* * *
Генерал-лейтенант Пачепа - самый высокопоставленный офицер разведки, перебежавший на Запад из стран советского блока. В ноябре будет опубликована его новая книга 'Запрограммирован на убийство: Ли Харви Освальд, советский КГБ и убийство Кеннеди' ("Programmed to Kill: Lee Harvey Oswald, the Soviet KGB, and the Kennedy Assassination").
________________________________________________
Их ненависть - честь для нас ("The Washington Post", США)
Хватит с нас одной 'холодной войны', господин президент! ("The International Herald Tribune", США)
За что албанцы любят Америку ("The Wall Street Journal", США)