Неприятно, хотя и не удивительно, читать, как подпевала неоконсерваторов Оливер Камм (Oliver Kamm) заявляет на этих страницах, что атомные бомбы, уничтожившие 62 года назад Хиросиму и Нагасаки, спасли жизни людей и прекратили страдания. Подтекст ясен. Представители того лагеря, чья горячая поддержка привела к нынешней катастрофе в Ираке, теперь по-ястребиному взирают на Иран. Та же абсурдная и опасная логика, которая оправдывает ядерные преступления 1945 г., сегодня может использоваться в поддержку превентивного ядерного удара по Ирану. В свою очередь, эта угроза делает более реальной возможность нападения с использованием обычных вооружений. Сегодня наша моральная позиция должна быть особенно четкой: как сказал глава Международного агентства по атомной энергии Мохаммед эль-Барадеи, сам факт обладания ядерным оружием должен вызывать у нас осуждение ужас, так же, как рабство и геноцид в нашем современном цивилизованном мире.
Поразительно, но катастрофа в Ираке не утихомирила воинственную клику в Белом доме. Вряд ли разубедит сторонников удара - ядерного или обычного - и группа МАГАТЭ, прибывшая вчера в Тегеран для обсуждения вопроса об инспекциях. Такой удар стал бы вопиющим нарушением Договора о нераспространении ядерного оружия, но далеко не первым случаем неуважения США к соглашению 1968 года.
Этот договор обязывает ядерные державы вести переговоры с целью прекращения ядерной гонки и разоружения. Он также гарантирует неядерным государствам содействие в доступе к мирным ядерным ноу-хау и технологии.
Все пять государств, которые первыми подписали данный договор, нарушают его, не предпринимая действенных мер по разоружению. США систематически нарушали его в 1980-е и 1990-е, успешно оказывая давление на западные правительства, а также Китай и Россию с тем, чтобы они не вели ядерное сотрудничество с Ираном, который, будучи одной из стран, подписавших договор, с 1970 г. имеет право получать материалы, технологии и информацию по использованию ядерной энергии в мирных целях. Поэтому Иран, после того, как Израиль в 1981 г. разбомбил иракский реактор 'Осирак', был вынужден идти на черный рынок для реализации своей ядерной программы. Частичное засекречивание ядерной программы Ирана привело к тому, что Запад начал испытывать подозрения в отношении его ядерных амбиций, но СМИ редко вспоминают о том, при каких обстоятельствах произошло обращение Тегерана к черному рынку. Кроме того, редко упоминается о том, что после внезапных проверок иранских АЭС, общая продолжительность которых составила 2200 часов, инспекторы МАГАТЭ не обнаружили доказательств реализации программы вооружений.
Если Иран вызывает у Запада подозрения, то реальную ядерную программу Израиля охотно спонсируют правительства Франции, Великобритании и Соединенных Штатов. Они активно поддерживают разработку Израилем арсенала, который, по некоторым оценкам, включает в себя более 200 боеголовок. Эту программу вооружений Тель-Авив окружает плотной завесой секретности. Мордехай Вануну отсидел 18 лет в тюрьме, из них 12 - в одиночной камере, за то, что в 1986 г. открыто заявил о наличии у Израиля ядерного оружия. В июле он был приговорен еще к шести месяцам тюремного заключения за то, что разговаривал с иностранцами.
Хотя Иран возобновил переговоры об инспекциях МАГАТЭ, риск удара по его ядерным объектам остается высоким. Угроза Израиля применить против иранского потенциала ядерные бомбы, используемые для разрушения бункеров, соответствует принятой в 2006 г. стратегии национальной безопасности США и доктрине Пентагона о возможности использования тактического ядерного оружия против неядерных государств в качестве 'средства сдерживания'. Высшая ирония заключается в том, что главный нарушитель договора - США, и единственная в регионе ядерная держава - Израиль (не подписавший договор) рассматривают возможность нанесения ядерных ударов под предлогом борьбы с распространением ядерного оружия.
В прошлом году Джону Маккейну, вероятному кандидату республиканцев на пост президента, призывающему не снимать с повестки дня вопрос о применении силы против Ирана, был задан вопрос о последствиях возможного ядерного удара по Ирану. Он ответил одним словом: 'Армагеддон'. После трех разрушительных войн, проведенных США, Британией и Израилем после 11 сентября, над регионом нависла угроза катастрофической войны против Ирана.
Сегодня, когда мир вспоминает Хиросиму и Нагасаки, десятки ведущих американских, британских и израильских организаций в защиту мира, а также пять нобелевских лауреатов в своем обращении призывают сделать Ближний Восток свободным от ядерного оружия. Израиль оказал бы огромную услугу региону, немедленно заявив об отказе от своего ядерного арсенала.
Аббас Эдалат - профессор информатики и математики в лондонском Имперском колледже, основатель Кампании против санкций и военного вмешательства в дела Ирана; Мехрназ Шахаби - исполнительный редактор кампании www.campaigniran.org
_________________________________
Ядерный терроризм - катастрофа, которая ждет своего часа ("The Financial Times", Великобритания)
Хорошие новости о ядерном Армагеддоне ("The Financial Times", Великобритания)