Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'
На днях незначительное событие вызвало огромный резонанс в российской политике. Игорь Шувалов, помощник президента Владимира Путина, заявил, что вполне реально появление нового человека, которого Путин будет рассматривать в качестве своего потенциального преемника. Это утверждение имело эффект разорвавшейся бомбы, вызвав огромное количество комментариев.
В этом нет ничего удивительного. Довольно архаичная политическая культура России чрезмерно персонифицирует власть. Осознание и оценка будущего страны часто сильно зависят от личностных качеств ее лидера, его решительности, а также его интеллектуальных и моральных качеств.
Кроме того, сам Путин заинтересован в сохранении неопределенности относительно своего преемника в течение максимально долгого времени. Поступая таким образом, он избегает нанесения ущерба своему авторитету, который мог бы быть подорван имиджем 'уходящего' президента, особенно если учесть рабскую бюрократию в России, а так же нехватку надежных учреждений и уважаемых традиций для выполнения плавной передачи власти.
Наконец, различные кланы из президентского окружения в течение долгого времени пытались продвинуть своего собственного кандидата на роль преемника. Заявления, подобные словам Шувалова, уже звучали ранее и, возможно, будут звучать еще не раз.
Такое постоянное обсуждение достоинств и недостатков различных кандидатов напоминает то, как самолеты защищают себя от ракетных ударов, запуская ложные цели. Общественный интерес - это ракета, а цель - это 'правящая сила', которая защищает себя, создавая приманку в виде бесцельных разговоров.
Более фундаментальным является вопрос - почему российские политики, журналисты и аналитики (и даже некоторые западные) с радостью принимают участие в этой уловке. В данный момент не так важно, кто именно сменит Путина; что действительно важно, так это процесс, который приведет к избранию третьего президента России. Реальное историческое значение выбора, с которым Россия столкнется в 2008 году, будет определяться не личностными качествами следующего президента, а его лояльностью к тому, кому он обязан своей работой.
Преемник Путина (кто бы им ни был) придет к власти в результате сделки в узком элитном кругу. Это означает, что он будет зависим и ответственен перед теми, кто привел его к власти, не в символическом смысле, а в довольно реальном смысле исполнения обещаний, и будет сталкиваться с санкциями в случае отказа. Этот узкий круг включает в себя не только очень богатых и значимых людей, но и членов неофициальных, однако очень влиятельных организаций (которые часто, возможно не совсем корректно, называют 'мафией').
Таким образом, реализация 'операции преемник' (которая может включать в себя и продление текущего президентского срока) схожа с тем путем, которым Путин сам пришел к власти. Она ставит Россию на ту самую дорогу, которую проложил Ельцин в последние годы своего президентства - дорогу, которая либо разрушит страну, либо приведет ее к тупику.
Политические деятели, которые приходят к власти, выиграв независимые и справедливые выборы, прежде всего, ответственны перед своими избирателями. Это не обязывает их работать исключительно для общественной пользы. Даже победители конкурентных выборов имеют обязательства перед своими командами по избирательной кампании и спонсорами. Однако существование реальной политической оппозиции создает особую атмосферу, которая распространяется за пределы выборов. Независимые выборы не определяют поведение политиков и не обязательно дают гарантии того, что порядочные, энергичные и интеллектуальные люди займут высокие посты. Но свобода и демократия действительно ограничивают деспотизм и воровство, и в тоже время заставляют политиков принимать во внимание общественные интересы, независимо от их моральных качеств.
Если следующий президент придет к власти через свободные и справедливые выборы, то Россия будет иметь реальный шанс на достойное будущее. Однако, если преемник Путина - или сам Путин - будет поставлен на пост неконкурентным путем, то Россия так и останется на своей сегодняшней дороге в никуда.
Данный момент для России является критическим. К сожалению, то, что наиболее важно сейчас осмыслить, едва признается, а обсуждается еще меньше.
Георгий Сатаров - директор московского исследовательского фонда ИНДЕМ.
Copyright: Project Syndicate, 2007.
Перевод с английского - Ирина Сащенкова
___________________________________________________
Взлет и парение мистера Злодея из Москвы ("The Sydney Morning Herald", Австралия)
Вакуум власти после Путина ("The Washington Post", США)