Monday, August 6, 2007; Page A17
Выступая 5 июня в Праге на встрече борцов за свободу и демократию, президент Буш поставил перед своим государственным департаментом конкретную задачу. 'Я поручил секретарю Райс, - заявил он, - разослать директиву всем послам США в несвободных странах: Ищите демократических активистов и встречайтесь с ними. Ищите тех, кто требует соблюдения прав человека'.
Прошло почти два месяца, а депеша так и не поступила (в государственном департаменте мне сказали, что она была отправлена в пятницу - через день после того, как я позвонил в Бюро по демократии, правам человека и труду, чтобы узнать о ее судьбе). А между тем Кондолиза Райс всю прошлую неделю встречалась с арабскими самодержцами Ближнего Востока, и ее интересовали совсем другие вопросы: 'безопасность и стабильность' их несвободных стран и поддержка нового мирного процесса на Ближнем Востоке.
У Райс и президента Буша до окончания срока полномочий осталось всего полтора года, и государственный секретарь принялась, как всегда основательно, выполнять программу исторических свершений. Но ее цели кардинально расходятся с заявлениями Буша в начале его второго срока - наподобие 'борьбы за свободу', о которой он вновь заявил в Праге. С продвижением демократии на Ближнем Востоке покончено, теперь на повестке дня запоздалые, но интенсивные усилия по достижению мирного соглашения между израильтянами и палестинцами. Еще поразительнее то, что стратегия 'смены режима', некогда характеризовавшая политику Буша в отношении Северной Кореи, теперь уступила место активным усилиям по сближению с диктатором Ким Чен Иром.
Если новые смелые стратегии сработают, то через несколько месяцев благодаря усилиям Райс премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт и президент Палестины Махмуд Аббас могут подписать 'декларацию принципов' о создании палестинского государства, а Северная Корея - полностью рассекретить свои ядерные бомбы и сопутствующие материалы, которые она накапливала и прятала последние два десятилетия.
Райс и ее помощникам, работающим над этими соглашениями, кажется, что до прорыва на обоих направлениях их отделяет всего лишь шаг. На прошлой неделе Аббас согласился участвовать в разработке 'декларации принципов', идея которой принадлежит Ольмерту, а министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал намекнул на то, что его страна может принять участие в мирной конференции, организуемой США осенью. Заместитель государственного секретаря Кристофер Хилл (Christopher Hill), ведущий переговоры с Северной Кореей, считает, что беспрецедентное раскрытие Пхеньяном его ядерных разработок, включая установки по обогащению урана и оборудование, обладание которыми он отрицал последние пять лет, может последовать в ближайшие недели. Соглашение о ликвидации бомб и других ядерных объектов может быть заключено к концу года.
Если все это произойдет, то Райс будет выглядеть великолепно, и в наследии этой администрации, обремененном Ираком и Афганистаном, появится масса плюсов. Вероятно, не стоит удивляться тому, что секретарь не стала утруждать себя директивами о диссидентах. Но не стоит удивляться и тому, что погоня за достижениями заставляет немного нервничать ветеранов американской внешней политики, включая пару человек в администрации Буша.
Дипломатическое наступление, предпринятое Райс, слишком уж напоминает последние месяцы администрации Клинтона, которая бросила все силы на достижение мира между Израилем и Палестиной и разоружение Северной Кореи. Тогда команда Буша над этим смеялась. Летом 2000 г. президент Билл Клинтон поразил многих на Ближнем Востоке и за его пределами, неожиданно организовав саммит в Кэмп-Дэвиде, чтобы добиться подписания соглашения на основе принципа 'два государства'. Вскоре после этого его государственный секретарь Мадлен Олбрайт полетела в Пхеньян для беспрецедентной встречи с Кимом, надеясь на то, что Северная Корея откажется от своей программы создания ракет большой дальности.
Тогда, как и сейчас, звучали предупреждения экспертов по региону о том, что палестинцы совсем не готовы к подписанию окончательного соглашения, и что ухудшение обстановки на Западном берегу и в секторе Газа ставят под угрозу всю инициативу. Не один республиканец говорил о том, что Ким провел Олбрайт и использует ее визит в пропагандистских целях, но не откажется от ракет.
Скептики оказались правы. Ясир Арафат был не готов к сделке, даже на щедрых условиях, предлагавшихся тогда Израилем (и отвергаемых теперь Ольмертом). А Ким обвел администрацию Клинтона вокруг пальца: его переговорщики так и не сделали серьезного предложения по ракетам. Когда время истекло, администрация Буша получила в наследство войну между Израилем и палестинцами и тупик на переговорах с Северной Кореей.
Неужели администрация, столь нуждающаяся в дипломатических достижениях, вновь гоняется за дипломатическими миражами? Похоже, Хилл убежден в том, что на этот раз северокорейцы не шутят, хотя и опасается, что Ким потребует за свой арсенал больше, чем будут готовы дать Соединенные Штаты. Аббас и его премьер-министр, в отличие от Арафата, публично заявляли о том, что они готовы на сделку по принципу 'два государства', но они не выступают от имени движения 'ХАМАС', контролирующего сектор Газа и способного развязать очередную войну там или на Западном берегу.
Возможно, Райс еще создаст собственное наследие - будем на это надеяться. Но история напоминает, что дипломатия 'хромых уток' может быть как смелой, так и опасной.
__________________________________
Америку уважают лишь настолько, насколько сама Америка уважает своего президента ("The Wall Street Journal", США)
Мы остаемся 'всемирным крестоносцем' в белом плаще ("Los Angeles Times", США)