Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Древние кочевники помогают по-новому взглянуть на современные кризисы

Недавние неудачи американской внешней политики в Центральной Азии отчасти объясняются неправильным пониманием в Америке того, как кочевые традиции определяют отношения в этом регионе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Исследования доктора Франкетти направлены на формирование исторического понимания того, как более 3000 лет назад могло существовать и функционировать дописьменное общество. Однако его работа совпадает с геополитическими реальностями, которые могут иметь важное значение для американского внешнеполитического ведомства. Дело в том, что многие страны, больше всего вызывающие тревогу у Запада - Афганистан, Ирак, Сомали - имеют у себя государственные институты, отражающие реалии кочевого прошлого

Алма-Ата, Казахстан - Каждое лето на протяжении восьми лет Майкл Фрачетти (Michael Frachetti) приезжает в пустынную степь, которая бесконечными желтыми волнами раскинулась по всей этой обширной центральноазиатской стране. Он ищет свидетельства существования мощного и объединенного общества кочевников.

Проводя очередные раскопки, археолог из Вашингтонского университета доктор Фрачетти надеется получить новые, более совершенные представления о жизни и обществе кочевников, когда-то населявших этот регион и преуспевавших в нем.

В своей работе доктор Фрачетти сосредоточил внимание на кочевниках Бронзового века. Его исследования направлены на формирование исторического понимания того, как более 3000 лет назад могло существовать и функционировать дописьменное общество. Однако его работа совпадает с геополитическими реальностями, которые могут иметь важное значение для американского внешнеполитического ведомства. Дело в том, что многие страны, больше всего вызывающие тревогу у Запада - такие как Афганистан, Ирак, Сомали - имеют у себя государственные институты, отражающие реалии кочевого прошлого.

"Возьмите для примера Афганистан, где политика гораздо более рассредоточена", - рассказывал мне в июле доктор Фрачетти, сидя в довольно приличном алма-атинском кафе. Было это за несколько дней до того, как он отправился в пустыню Сарыесик-Атырау для проведения первых археологических исследований в этом удаленном районе. "Я думаю, что некоторые затруднения в сфере внешней политики связаны с нашей неспособностью обнаружить кочевую динамику в современных политических структурах".

Последние исследования вызвали сомнения в правильности давно укоренившихся взглядов на кочевую культуру, считавшуюся переходной, не оказавшей большого воздействия на те сложные и более современные урбанистические общества, которые возникли позднее.

Ученые, подобные доктору Фрачетти, обнаруживают, что культура кочевых обществ более гибкая, она находится где-то посередине между кочевым и более оседлым образом жизни. Она ассимилировала и создала новые идеи и технологии. Кочевники сформировали прочную политическую культуру, которая по-прежнему оказывает влияние на то, как эти страны строят отношения с "чужаками" и преодолевают трудности внутренней борьбы за власть.

Мнение о том, что племя и клан (основные элементы кочевых или полуоседлых обществ) оказывают свое влияние на современную политику некоторых стран, не ново. Но исследователи кочевых обществ при анализе государств, выросших на базе традиций кочевников, утверждают, что политики не обращают достаточного внимания на важную "информацию культурного характера", такую как семейные взаимоотношения.

"Семья, племя - эти вещи имеют здесь большое значение, - говорит сопредседатель оппозиционной политической партии Казахстана Ораз Джандосов, - иностранцы говорят об этих вещах, но это лишь разговоры. Они не понимают этого".

Такие страны, как Ирак и Афганистан, переняли внешние атрибуты современных национальных государств Запада с их парламентами, судебной системой и прочими государственными органами. Но, по словам исследователей, движущей силой в политике по-прежнему остаются обычаи и институты кочевого общества, в котором политические споры решались на уровне семьи, клана и племени.

"Конечно, нельзя просто брать то, что происходило две тысячи лет тому назад, и говорить, что сегодня происходит то же самое. Но взгляд в прошлое помогает понять, как эти общества находили успешную стратегию действий, как они реагировали на внешние силы, - говорит доктор Фрачетти, - а не изучив ту степень влияния, которое кочевое население оказало на местные политические системы, мы будем по-прежнему с наивностью смотреть на важнейшие аспекты общественного устройства в ряде стран Ближнего Востока и Центральной Азии".

Американские военные усвоили важность племенного устройства в Ираке. Об этом свидетельствуют их действия по вооружению арабских племен суннитов в провинции Анбар. Теперь те ведут в Месопотамии борьбу с основной мятежной группировкой - "Аль-Каидой".

Тем не менее, несмотря на призывы внимательнее изучать те культуры, которые находятся в стороне от основной линии общественного развития, "правительство Соединенных Штатов не хочет тратить деньги на обучение своих политиков и государственных деятелей по тем вопросам, которые связаны с кочевыми традициями в данных районах". Об этом говорит один из специалистов по Центральной Азии, работающий на правительство США. Он пожелал остаться неизвестным, поскольку ему не разрешено беседовать с репортерами.

"Чтобы подготовить специалиста по этим регионам, необходимо потратить полмиллиона долларов и 4-5 лет, - говорит он, - даже сейчас у нас нет высококвалифицированных специалистов по приграничным районам Пакистана или по племенной политике Сомали".

Недавние неудачи американской внешней политики в Центральной Азии (речь идет о подписанной в мае между Туркменистаном и Россией сделке о строительстве нового газопровода, что расценивается как удар по интересам США) можно отчасти объяснить неправильным пониманием в Америке того, как кочевые традиции определяют отношения в этом регионе.

По словам Шона Робертса (Sean R. Roberts), специалиста по Центральной Азии из Джорджтаунского университета, американские переговорщики ошибочно начали подчеркивать и превозносить преимущества вхождения в круг западных государств. Имея глубокие кочевые традиции, Туркменистан гораздо большее значение придает независимости.

"Американским государственным деятелям следует понять одну важную вещь в отношении бывших кочевых народов. В целом, они очень гордятся своей независимостью", - отметил Робертс в интервью по телефону.

На подъеме также находится и чувство гордости в отношении былого кочевого образа жизни. Многие страны сегодня используют это эффектное историческое наследие в качестве важного инструмента национального строительства. Когда получившая субсидии от правительства Казахстана кинокомпания решила в прошлом году создать фильм на основе национального эпоса, который должен был встряхнуть нацию и объединить ее вокруг древней легенды, руководители студии покопались в прошлом страны и сняли картину под названием "Кочевник". Этот фильм стал настоящим хитом на всей территории бывшего Советского Союза.

В ряде случаев политики стремятся использовать кочевые традиции в целях оправдания собственных действий - точно так же, как политики США пытаются воспользоваться ностальгией по сельскохозяйственному прошлому Америки, чтобы добиться выделения субсидий фермерам. Об этом говорит профессор факультета государственного управления Гарвардского университета Роберт Ротберг (Robert Rotberg), который изучает несостоявшиеся государства Африки и Азии. "Возьмите, например, ливийского Каддафи, - говорит он, имея в виду полковника Муаммара Каддафи, - он говорил, что люди с Запада не понимают их, потому что у них существуют идеалы кочевого прошлого, которые по своей сути являются социалистическими. Поэтому ливийцы должны национализировать нефтедобывающую промышленность страны, чтобы не нарушать свои традиции".

Кочевой образ жизни сохраняется в значительной части Центральной Азии, особенно в Казахстане и Киргизии. Во многих случаях кочевники даже преуспевают. Но, как говорит доктор Робертс из Джорджтаунского университета, при оценке влияния кочевых традиций на современную политику важно не обращать внимания на поверхностные, наносные элементы.

"Неправильное толкование культурно-исторического контекста в политике почти так же опасно, как и его игнорирование, - говорит он, - сообщество политиков просто не обладает знаниями и опытом, чтобы оценивать культурные различия. Поэтому даже если политики будут поступать правильно и станут обращать внимание на информацию культурно-исторического характера, в результате они просто возьмут стереотипы кочевых традиций Казахстана и объявят их истиной в последней инстанции".

__________________________________

Казахстан: пока - прагматический расчет на Россию ("The Financial Times", Великобритания)

Скрытный друг США в Центральной Азии ("The New York Times", США)