Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Арктический гамбит России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
История с российским флагом, водруженным на дне Северного Ледовитого океана, может показаться просто эффектным трюком, рожденным пробуждающимися имперскими амбициями. Однако в соответствии с договором, который теперь поддерживают США, ее необоснованные притязания могут быть закреплены юридически

История с российским флагом, водруженным на дне Северного Ледовитого океана, может показаться просто эффектным трюком, рожденным пробуждающимися имперскими амбициями. Однако в соответствии с договором, который теперь поддерживают США, ее необоснованные притязания могут быть закреплены юридически.

Вполне возможно, за кажущимся безумием демарша Москвы, отправившей два глубоководных аппарата, чтобы установить российский флаг на дне Северного Ледовитого океана, кроется своя четкая логика. Недаром в этой стране так любят шахматы, и высоко ценят способность просчитать ситуацию на много ходов вперед.

США, Норвегия, Канада и Дания не признают российских притязаний. Однако они вполне могут оказаться на повестке дня, если США ратифицируют Договор по морскому праву (ДМП) [так в тексте. Речь идет о Конвенции ООН по морскому праву - прим. перев.], который по непонятной причине 'проталкивает' администрация Буша.

Не исключено, что подлинная цель последнего шага Москвы, который все пренебрежительно называют 'фарсом' в духе 15 века, состояла в том, чтобы подтолкнуть нас к ратификации соглашения. В 2001 г. Россия представила объединяющей 21 страну Комиссии ООН по границам континентального шельфа, созданной в соответствии с ДМП, который Москва подписала, заявку на расширение территории своего континентального шельфа. Русские утверждают, что дно Северного Ледовитого океана соединяется с их территорией так называемым Хребтом Ломоносова, а значит они имеют право претендовать на эту зону. США доказали ложность этого аргумента.

Стоит, однако, отметить, что в 2002 г. Комиссия не утвердила, но и не отвергла заявку Москвы, порекомендовав ей провести дополнительные исследования по этому вопросу. Россия планирует вновь подать заявку, и надеется, что к 2010 г. Комиссия примет иное решение, причем США будут юридически обязаны с ним согласиться, если присоединятся к Договору.

Как отмечает Фрэнк Гэффни (Frank Gaffney), занимавший пост заместителя министра обороны в администрации Рейгана, ДМП расценивался как неудачная идея еще в 1982 г., когда президент Рейган не только отказался его подписать, но и уволил сотрудников Госдепартамента, участвовавших в подготовке этого соглашения.

Договор был разработан по требованию диктаторов из стран советского блока и Третьего мира, стремившихся ослабить могущество и суверенитет США, и перераспределить богатства в пользу развивающихся стран и советских сателлитов, в ущерб промышленно развитым государствам. Рейган справедливо счел, что США не будут участвовать в этом глобальном 'самозахвате' ресурсов и перераспределении богатств.

Одним из соавторов договора стала большая поклонница Карла Маркса, социалистка Элизабет Манн-Боргезе (Elisabeth Mann Borgese), руководившая Всемирной федерацией Канады (World Federation of Canada) [так в тексте. Правильное название этой неправительственной организации - Канадцы за всемирную федерацию (World Federalists of Canada) - прим. перев.]. Она называла океаны 'общим наследием всего человечества', и, выступая в декабре 1999 г., заявила: 'Мировой океан являлся и является, так сказать, нашей великой лабораторией для создания нового мирового порядка'.

К сожалению, нынешняя администрация, похоже, готова принять участие в этой схеме. В январе 2005 г., в ходе утверждения Сенатом назначения Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) госсекретарем, тогдашний председатель сенатского Комитета по иностранным делам Ричард Лугар (Richard Lugar) задал ей вопрос о ДМП. Райс ответила, что администрация 'несомненно, предпочла бы, чтобы он был ратифицирован как можно скорее : и мы очень хотим, чтобы он вступил в силу'.

Однако если он вступит в силу, обоснованность российской заявки не будет иметь ровно никакого значения; все будет зависеть от каприза 21 страны-участницы международной комиссии. А ведь среди них могут оказаться враги США или приятели возрождающейся агрессивной России. Только представьте себе, что произойдет, если судьбу российских притязаний в Арктике будут решать представители Ирана, Кубы и Венесуэлы!

В общем, вы все поняли. Ратификация этого договора станет 'морским Мюнхеном', поэтому его следует отправить на свалку.

__________________________

Акт агрессии против Канады ("The Ottawa Citizen", Канада)

Отдайте Арктику России - и ждите новых экологических катастроф ("The Sunday Times", Великобритания)