Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Русский "Рокфеллер" бросает взгляд на иностранные технологии

Приобретение Дерипаской 5% акций GM вызвало серьезную тревогу в США относительно его шагов на Западе

Русский "Рокфеллер" бросает взгляд на иностранные технологии picture
Русский Рокфеллер бросает взгляд на иностранные технологии picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По мнению аналитиков, набег Дерипаски на GM может оказаться началом кампании по формированию стратегического альянса с этим автопроизводителем. Пытаясь предстать в образе российского Рокфеллера, Дерипаска расширяет сферы приложения своего капитала внутри страны, вкладывая деньги не только в алюминий, но и в автомобили, строительство, банковское дело и деревообрабатывающую промышленность...

Когда второй по размерам состояния в России человек Олег Дерипаска в 2001 году купил второй в России автомобилестроительный завод "ГАЗ", он сделал это, по его собственному утверждению, по предложению бывшего советского министра автомобильной промышленности Николая Пугина, который хотел, чтобы находившаяся в упадке отрасль получала алюминий для своих нужд бесплатно.

"Я потом приехал к нему и сказал, что, может быть, они просто неправильно делают автомобили. Мы как-то быстро поладили, и он попросил меня принять в этом участие", - заявил в недавнем интервью Дерипаска, которому принадлежит крупнейшая в мире алюминиевая компания "РУСАЛ".

Дерипаска доказал правоту своих слов. Он сохранил связи с Пугиным, и в то же время повысил производительность и прибыльность завода "ГАЗ". Но сегодня 39-летний Дерипаска, состояние которого оценивается примерно в 23 миллиарда долларов, проникает в самое сердце американской автомобильной промышленности. Приобретение им 5 процентов акций General Motors вызвало серьезную тревогу в США относительно его шагов на Западе.

На этой неделе появились сообщения о том, что в конце прошлого года Дерипаска начал постепенно укреплять позиции в GM, несмотря на свои прежние заявления об отсутствии у него таких намерений. Это вызвало трепет на автомобильном рынке США и в General Motors. Когда руководство компании в январе впервые узнало о его доле в GM, в его рядах возникла серьезная "нервозность". Некоторые руководители начали задаваться вопросом: а не столкнется ли компания с ситуацией приобретения акций через подставных лиц. Так уже поступал активный акционер GM Кирк Керкорян (Kirk Kerkorian), который, по словам близкого к нему человека, в прошлом году избавился от своего пакета акций.

Близкие к Дерипаске люди утверждают, что покупка является чисто финансовым вложением средств. "Не существует никаких планов делать что-то стратегическое с этой долей акций", - говорит один знакомый с сутью проблемы человек.

Но менеджеры GM по-прежнему находятся в состоянии тревожного ожидания. "Мы не знаем, как он будет себя вести в отношении акций: активно или пассивно. Пока все говорит о том, что он будет действовать активно", - говорит близкий к General Motors человек. Чтобы оказывать хоть какое-то влияние на руководство американской автомобильной компании, ему необходимо увеличить свой пакет акций почти до 10 процентов. Именно так Керкорян сумел получить место в правлении GM.

GM заявляет, что не дает комментариев по поводу своих акционеров.

У себя дома и за рубежом Дерипаска известен как жесткий бизнесмен, сумевший подняться на вершину алюминиевой промышленности, в которой в 90-е годы царила преступность. Женатый на внучке Бориса Ельцина Дерипаска заявляет, что успеха он добился благодаря упорному труду и борьбе с преступностью. Недавно государственный департамент США подтвердил, что лишает Дерипаску права въезда в Америку, хотя в 2005-2006 годах предоставлял ему визу. Причины своего решения внешнеполитическое ведомство страны не объяснило. Близкие к Дерипаске люди полагают, что на запрет не следует обращать особого внимания, поскольку США просто боятся влияния магната.

По мнению аналитиков, набег Дерипаски на GM может оказаться началом кампании по формированию стратегического альянса с этим автопроизводителем. Пытаясь предстать в образе российского Рокфеллера, Дерипаска расширяет сферы приложения своего капитала внутри страны, вкладывая деньги не только в алюминий, но и в автомобили, строительство, банковское дело и деревообрабатывающую промышленность. Вкладывая средства в алюминиевую отрасль и строительство, он уже стремится трансформировать свои активы в глобальные предприятия, создавая альянсы с крупными западными компаниями. В этом году Дерипаска превратил компанию "РУСАЛ" в крупнейшую в мире алюминиевую корпорацию, объединив ее со своим российским конкурентом компанией "СУАЛ", а также с бокситовыми активами швейцарской компании Glencore. Что касается строительства, то он в текущем году приобрел крупный пакет акций компаний Strabag и Hochtief. Дерипаска заявляет, что в обоих случаях он делал эти приобретения в целях привлечения в Россию иностранных технологий и секретов производства.

"Он может пойти тем же путем в случае с GM", - говорит аналитик автомобильной отрасли из московской группы Deutsche UFG Елена Сахнова. Автомобильная холдинговая компания Дерипаски "Русские машины", которой принадлежит завод "ГАЗ", уже подписала договор на сумму 1,5 миллиарда долларов о совместном контроле над канадским производителем запчастей для автомашин Magna International.

Дерипаска также приобрел британскую компанию по производству легких автомобилей LDV. Он говорит, что обе сделки направлены на то, чтобы дать его российским холдингам иностранные технологии.

Уже намечаются перспективы возможного сотрудничества с GM в России. В мае Magna подписала соглашение о сотрудничестве стоимостью в 1 миллиард долларов с российской государственной автомобилестроительной компанией "АвтоВАЗ". GM имеет с этой компанией соглашение о стратегическом партнерстве, в рамках которого с нуля должно начаться производство нового автомобиля класса С.

С тех пор компания Дерипаски "Русские машины" ищет способы вхождения в этот проект. "Пора перестроить производство и приступить к созданию новых автомашин, в том числе, и народной марки", - говорит он. Но, по словам Сахновой, "Русские машины" могут столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны иностранных производителей.

В первых рядах конкурентов стоит GM, которая стремится компенсировать свои потери в США за счет наращивания продаж на развивающихся рынках, в том числе, на российском.

С 2004 года GM более чем удвоила свою долю рынка в России, доведя ее до показателя в 9,6 процента.

Но по словам аналитика автомобильной отрасли из компании "Тройка Диалог" Геннадия Суханова, существует большая проблема, которая может сорвать планы Дерипаски, если он попытается увеличить свою дою в General Motors. Речь идет о жесткой политической оппозиции.

___________________________________

Дерипаска: 'Мне не от чего защищаться' ("The Financial Times", Великобритания)

Таинственный магнат из РУСАЛа ("The Wall Street Journal", США)