Российские стратегические бомбардировщики вновь появляются над просторами Тихого океана и льдами Арктики и играют в воздушные 'кошки-мышки' с американскими, британскими и канадскими истребителями.
В НАТО отмечают учащение дальних полетов российских бомбардировщиков Ту-95, шумных турбовинтовых самолетов, известных под кодовым наименованием НАТО "Bear" - 'Медведь'. Так, на этой неделе самолеты пролетели над базой военно-морских сил США на острове Гуам в Тихом океане, а в июле - вплотную приблизились к воздушному пространству Великобритании над Северным морем.
Между тем, если речь идет о Канадской Арктике и скованном льдом северном побережье Аляски, то российские бомбардировщики и не прекращали подлетать к границам воздушного пространства Канады и США, испытывая возможности Североамериканской системы ПВО (NORAD), находящейся в совместном ведении канадских и американских ВВС.
После распада Советского Союза такие полеты совершались один или два раза в год из-за недофинансирования российских ВВС, недостатка в опытных пилотах и механиках и нехватки новой техники. Но теперь, когда российские вооруженные силы получают финансовые вливания и, похоже, мандат на восстановление силы и престижа России, пилоты и наземные операторы NORAD готовятся к новым визитам мощных четырехдвигательных бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие и крылатые ракеты
В то время, как возобновление дальних полетов к границам воздушного пространства НАТО и случаи его нарушения вызывают обеспокоенность в военных кругах стран альянса, российские генералы с нескрываемым удовлетворением отзываются о недавней демонстрации растущей военной силы своей страны.
На этой неделе Ту-95 пролетели над американской военной базой на Тихом океане, и российские пилоты 'обменялись улыбками' с пилотами американских самолетов, поднятых в воздух для их сопровождения, сообщил командующий дальней авиацией России генерал-майор Павел Андросов.
Генерал Андросов заявил вчера на пресс-конференции в Москве, что 13-часовой полет к Гуаму был продолжением 'традиции дальней авиации ходить далеко в океан, встречаться с авианосцами и встречаться визуально'.
'Мы вчера возродили эту традицию, - заявил он. - Я думаю, результат хороший: мы повстречались с нашими коллегами - истребителями палубной авиации. Обменялись улыбками и полетели домой'.
Генерал-майор Андросов заявил, что его бомбардировщики будут проводить в воздухе больше времени и пообещал продолжить дальние полеты, которые стали возможны благодаря увеличению финансирования. Генерал отметил, что при президенте Владимире Путине дальняя авиация больше не страдает от нехватки топлива, самолеты лучше обслуживаются, а денежное довольствие пилотов заметно выросло. Не в последнюю очередь потому, что однажды кремлевский лидер совершил пятичасовой полет в составе экипажа 'Туполева'.
'Президент узнал о работе пилотов на собственном опыте', - отметил генерал-лейтенант Игорь Хворов.
Генерал Хворов заявил, что Западу придется свыкнуться с тем, что Россия восстанавливает свою геополитическую силу по всем миру. 'Но я не вижу в этом ничего необычного, это обычное дело', - сказал он.
В начале августа истребители Королевских ВВС Tornado дважды поднимались в воздух после того, как бомбардировщики Ту-95 подлетали к британскому воздушному пространству. Кроме того, российские адмиралы призывают впервые после окончания 'холодной войны' создать постоянную военно-морскую базу на Средиземном море - по всей видимости, в сирийском порту Тартус.
Все это напоминает годы апогея 'холодной войны', когда Советы регулярно отправляли свои огромные бомбардировщики Ту-95 к границам воздушного пространства США, Канады и других государств-членов НАТО.
В Арктике американские и канадские истребители поднимались в воздух постоянно - порой по несколько раз в месяц - для встречи и сопровождения русских самолетов, летавших вдоль наших северных границ.
Джон Томпсон (John Thompson), президент Института Макензи, аналитического центра из Торонто, занимающегося вопросами обороны и безопасности, считает, что русские встали на путь повторения ошибок Советов. 'Советский Союз рухнул потому, что они не могли содержать свои гигантские вооруженные силы', - заявил он.
'Теперь у русских появилось немного денег и куча амбиций. И они совершают ту же ошибку, все больше тратя на армию и пытаясь изображать сверхдержаву... но они не могут себе этого позволить. Это позерство'.
Томпсон заявил, что полеты российских бомбардировщиков не представляют прямой угрозы странам НАТО, отчасти потому, что российские вооруженные силы, в особенности, ВВС, в основном оснащены старой советской техникой, в том числе, бомбардировщиками Ту-95, которые прослужили 40 лет и будут оставаться на вооружении еще не менее 30. 'Вероятно, на свете нет более шумного и более заметного на экранах радаров самолета, - говорит он. - Так что я не знаю, чего они пытаются добиться всеми этими полетами'.
Но учащение полетов российских самолетов в Арктике может нанести удар по претензиям Канады на значительную часть северных территорий.
Канада не может не обращать внимания на повышение активности русских на Севере, заявил Томпсон. 'Если не принимать меры и не выпроваживать эти бомбардировщики из воздушного пространства, то они начнут действовать так, будто это воздушное пространство принадлежит им', - подчеркнул он.
Между тем, канадские ВВС сокращаются, даже несмотря на то, что русские восстанавливают свою стратегическую авиацию.
ВВС Канады приступают к завершающему этапу многомиллионной программы модернизации истребителей CF-18 Hornet, предусматривающей оснащение их новейшей электроникой, радарами и системами вооружения. Но из 100 самолетов наших ВВС модернизируются только 80, а одна из четырех канадских истребительных эскадрилий расформирована.
____________________________________
Канада намерена продемонстрировать свою военную мощь в Арктике ("The Financial Times", Великобритания)
Арктика: Россия отправила подлодку, Канада - премьер-министра ("The Financial Times", Великобритания)
Акт агрессии против Канады ("The Ottawa Citizen", Канада)