Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Большая арктическая нефтяная лихорадка

На кону - контроль над Северо-Западным проходом и огромными месторождениями нефти и газа на океанском дне

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Второго августа двое московских депутатов в небольшом батискафе спустили российский флаг на морское дно в двух милях под полярной ледяной шапкой в поддержку требований России признать ее права на практически половину всего Северного Ледовитого океана. В ответ на это министр иностранных дел Канады Питер Маккей презрительно фыркнул, что 'сегодня у нас не пятнадцатый век'. Однако после этого Канада решила послать в этот регион на целых три дня не кого-нибудь, а самого премьер-министра Стивена Харпера

В какой-то момент показалось, что из тумана прошлого вышел сам адмирал Роберт Пири (Robert Peary) с доктором Фредериком Куком (Frederick Cook)*. Вышли и снова начали гонку к Северному полюсу.

Второго августа двое московских депутатов в небольшом батискафе спустили российский флаг на морское дно в двух милях под полярной ледяной шапкой в поддержку требований России признать ее права на практически половину всего Северного Ледовитого океана.

В ответ на это министр иностранных дел Канады Питер Маккей (Peter McKay) презрительно фыркнул, что 'сегодня у нас не пятнадцатый век'. Однако после этого Канада решила - так, на всякий случай - послать в этот регион на целых три дня не кого-нибудь, а самого премьер-министра Стивена Харпера (Stephen Harper). Там он объявил, что для подкрепления собственных территориальных претензий Канада построит в Арктике две военные базы. На кону - контроль над Северо-Западным проходом, а также, не исключено, огромными месторождениями нефти и газа на океанском дне.

В двадцать первом веке произошло то, о чем Кук и Пири не могли даже и подумать: глобальное потепление начало растапливать полярный лед - в немалой степени благодаря тому, что человечество столь расточительно сжигает те самые ископаемые топлива - и открывать для разработки потенциально огромные природные ресурсы, до которых раньше невозможно было добраться. По словам некоторых геологов, под тающим льдом скрывается до четверти неразведанных запасов нефти и газа в мире. Кто-то говорит, что их там не так много, но это не так уж важно. Пока нефть стоит по 70 долларов за баррель, открывшему эти запасы все равно перепадет немало.

В великой гонке за Арктику Россия и Канада не одиноки. Глубоко заинтересованы в решении вопроса также Дания, Финляндия, Норвегия, Исландия и Соединенные Штаты.

Ясно одно - если Арктика вообще может кому-то принадлежать, то ее национальная принадлежность будет определяться не тем, кто лучше попозирует перед прессой и кто какой флаг поставит (российский сделан из нержавеющего титана), а тем, что скажут геологи, юристы и дипломаты.

По нормам международного права, у каждой страны есть право на эксплуатацию природных ресурсов, найденных в пределах 200 миль от ее берегов. Все остальное считается международными водами. На этой территории действует морское право. Страна имеет право заявлять о принадлежности территории более чем за 200 миль от своих берегов только в том случае, если может доказать, что морское дно является прямым продолжением ее континентального шельфа.

Русские как раз заявляют, что огромный хребет Ломоносова, проходящий под Северным полюсом - это на самом деле не что иное, как продолжение их континентального шельфа. Дания - видимо, чтобы показать, что нет предела сумасшествию - тоже решила разориться, но доказать, что с другого конца этот же хребет если сегодня и не является, то когда-то был частью Гренландии, которая принадлежит Дании.

Позиции США в этом споре, прямо скажем, не сильны. Правые сенаторы так боятся потерять 'суверенные права' США, что Сенат до сих пор не ратифицировал Конвенцию по морскому праву, хотя Организация Объединенных Наций утвердила ее уже 25 лет назад. Что автоматически лишает США, страну с тысячемильным арктическим побережьем, какого-либо места за столом переговоров.

Когда Конгресс соберется после каникул, президент Буш и умеренные республиканцы - в первую очередь член Комитета по международным отношениям от Республиканской партии Ричард Лугар (Richard G. Lugar) - постараются заполнить этот постыдный пробел. По крайней мере, после этого Вашингтон сможет, наконец, заявить о правах на арктический шельф к северу от Аляски. Может быть, наша часть нефти нам никогда и не понадобится, но не позаботиться о том, чтобы такое богатство хотя бы не лежало про запас, было бы просто глупо.

* * *

* * Фредерик Кук, Роберт Пири - американские исследователи-полярники, достигшие Северного полюса соответственно в 1908 и 1909 гг. (Вернуться к тексту статьи)

__________________________________

У русских появилось немного денег и куча амбиций ("National Post", Канада)

Арктика: Россия отправила подлодку, Канада - премьер-министра ("The Financial Times", Великобритания)